Решение ФАС в отношении результатов конкурсов 2007 года с третьего по седьмой

MForum.ru

Решение ФАС в отношении результатов конкурсов 2007 года с третьего по седьмой


Федеральное агентство связи
ул. Тверская, 7, г. Москва, 103375

ОАО «Вымпел-Коммуникации»
ул. 8 Марта, д.10, стр.14 г. Москва, 127083

РЕШЕНИЕ

по делу № 1 17/239-07

13 августа 2007 г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Председателя Комиссии - А.Н. Голомолзина – заместителя Руководителя ФАС России, членов Комиссии: К.В. Сеничкина - начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России, Д.А. Алешина – заместителя начальника Аналитического управления ФАС России, Е.А. Заевой – заместителя начальника отдела рынков услуг связи Управления контроля транспорта и связи ФАС России, А.В. Локотиловой – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля деятельности органов власти Правового управления ФАС России, в присутствии представителей:

Федерального агентства связи: Мальянова Сергея Анатольевича (приказ Федерального агентства связи от 02.08.2007 № 74-к), Филипповой Елены Вячеславовны (доверенность от 16.07.2007 №ВБ-П30-7602), Лисициной Натальи Васильевны (доверенность от 16.07.2007 № ВБ-П30-7601), Жмакова Андрея Михайловича (доверенность от 02.08.2007 № ВБ-П30-8555);

ОАО «Вымпел-Коммуникации»: Лагаевой Валентины Петровны (доверенность от 17.08.2006 № 1359), Шелиховой Наталье Владиславовне (доверенность от 17.08.2005 № 730), Аллагуловой Марины Вячеславовны (доверенность от 11.08.2006 № 1355);

Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия: Зенчева Кирилла Александровича (доверенность от 13.08.2007 № 1/84), Русанова Анатолия Аркадьевича (доверенность от 13.08.2007 № 1/83),

рассмотрев дело № 1 17/239-07 по признакам нарушения Федеральным агентством связи (103375, г. Москва, ул. Тверская, д.7) пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение ОАО «Вымпел-Коммуникации» (далее – ОАО «ВымпелКом») о наличии в конкурсной документации открытых конкурсов на право получения лицензий на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи № 4-РЧ/2007, № 5-РЧ/2007, № 6-РЧ/2007, № 7-РЧ/2007, № 8-РЧ/2007, № 9-РЧ/2007, № 10-РЧ/2007 (далее – Конкурсы), разработанной и утвержденной Федеральным агентством связи, признаков нарушения антимонопольного законодательства.

ОАО «ВымпелКом» считает, что установленные организатором торгов – Федеральным агентством связи – условия проведения торгов и критерии оценки конкурсных предложений разработаны таким образом, что преимущества, выраженные в количестве баллов по критериям оценки, при определении победителя конкурсов получают следующие участники:

- имеющие лицензии на оказание услуг связи на конкурсной территории лота;

- имеющие опыт работы в области оказания услуг связи на конкурсной территории лота;

- осуществляющие деятельность в области подвижной радиотелефонной связи с использованием радиочастотного спектра в полосах радиочастот 824-834 МГц, 869-879 МГц (AMPS – DAMPS), на конкурсной территории лота.

ОАО «ВымпелКом» полагает, что критерии оценки установлены таким образом, что оператор связи, до проведения конкурса не оказывавший услуг связи и не имеющий лицензий на оказание услуг связи на территории лота, но оказывающий услуги связи на территории других субъектов Российской Федерации, заведомо наберет меньшее количество баллов, чем оператор, оказывающий услуги связи на конкурсной территории лота.

Кроме того, критерий оценки по факту наличия (отсутствия) выявленных нарушений, наличия устраненных нарушений при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи не должен учитываться при определении победителя конкурса, поскольку сам этот факт не является гарантией дальнейшего поведения оператора, и поведения хозяйствующего субъекта, ранее не оказывавшего услуги связи.

По мнению ОАО «ВымпелКом», критерии оценки конкурсных предложений предоставляют преимущество операторам связи, имеющим лицензии на конкурсной территории лота, и необоснованно ограничивают доступ на рынок операторам, не имеющим лицензии на данные территории.

Указанные заявления ОАО «ВымпелКом» в ФАС России сделал до определения его в качестве участника Конкурсов и до определения победителей Конкурсов.

Комиссией по результатам анализа информации об организации и проведении Конкурсов, в том числе анализа конкурсной документации установлено следующее.

Федеральное агентство связи, в соответствии с полномочиями, определенными пунктом 5.3.8 Положения о Федеральном агентстве связи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 320, пунктами 6, 10 Правил проведения торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии на оказание услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.01.2006 № 8 (далее – Правила проведения торгов), приняла решение о проведении Конкурсов.

Извещения о проведении Конкурсов, условия Конкурсов, требования к участникам, критерии и порядок оценки конкурсных предложений были опубликованы в средствах массовой информации, в том числе на официальном сайте Федерального агентства связи.

Критерии оценки конкурсных предложений в составе конкурсной документации Конкурсов (далее – критерии) содержат:

Часть 1 - критерии, оцениваемые по сведениям о компании;

Часть 2- критерии, оцениваемые по обязательствам участника Конкурса, принимаемые им в случае получения лицензии.

Каждому из критериев присвоено определенное количество баллов.

При этом максимальное количество баллов, которое может набрать участник Конкурса, по части 1 – 127 баллов, по части 2 – 59 баллов (по ряду Конкурсов – 34 балла).

При этом необходимо отметить, что согласно пунктам 1, 2 части 1 критериев оцениваются предложения участников Конкурса, имеющих лицензии и (или) осуществляющих деятельность на конкурсной территории лота, при этом наличие лицензий на конкурсной территории лота имеет большее значение (в баллах) по сравнению с опытом деятельности оператора на данной территории лота (количество баллов за наличие лицензий – от 30 до 50, количество баллов по оценке опыта работы на конкурсной территории лота – от 3 до 7).

Опыт участника Конкурса по оказанию услуг связи не на конкурсной территории лота оценивается только по пункту 3 части 1 критериев по выполнению участниками Конкурсов лицензионных условий при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, максимальное количество баллов по данному пункту – 20.

Также пункт 1 части 2 критериев, в соответствии с которым оценивается право участника Конкурса на использование радиочастотного спектра в полосах радиочастот 824-834 МГц, 869-879 МГц (AMPS – DAMPS) на конкурсной территории лота создает преимущественные условия операторам подвижной радиотелефонной связи, осуществляющим деятельность на конкурсной территории лота.

Представители Федерального агентства связи (далее – Россвязь) на заседании Комиссии пояснили следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 № 354 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия» утверждены Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Пунктом 5 указанных Изменений Россвязь лишена полномочий по организации проведения торгов на получение лицензий в области связи. Указанные полномочия переданы Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.

Таким образом, завершение конкурсных процедур Конкурсов проводит Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (далее – Россвязьохранкультура).

По мнению Россвязи, при разработке условий проведения конкурсов, при определении участников конкурса, организатор торгов не может заранее знать состав участников, соответственно, не может разработать критерии оценки, заведомо предоставляющие преимущества одному или нескольким участникам. Также, организация, желающая участвовать в торгах, не может заранее оценивать свои шансы на победу в Конкурсах, поскольку заранее не известны ни участники Конкурсов, ни конкурсные предложения.

Россвязью заявлено, что организатор конкурса, разрабатывая критерии оценки конкурсных предложений, руководствовался целями и задачами проведения конкурсов: эффективного использования ограниченного ресурса – радиочастотного спектра, привлечения на рынок возможно большего количества участников, развития малого и среднего бизнеса, предоставления потребителям услуг связи по доступным ценам.

Кроме вышеперечисленных, в критерии также включены иные позиции по оценке с разным количеством баллов. При этом участник конкурса оценивается не по одному критерию, но по всем критериям в совокупности, и поэтому ни один участник конкурса не получает преимущества, определенного каким-либо одним критерием.

Что касается пунктов 1, 2 части 1 критериев, то они были разработаны с целью снижения стоимости услуг для конечного потребителя, поскольку развертывание сетей подвижной радиотелефонной связи на базе уже имеющихся сетей связи в регионе, в том числе сетей местной телефонной связи и иных сетей связи не требует значительных инвестиций и обходится дешевле, чем строительство сетей подвижной радиотелефонной связи оператору, не имеющему сетей связи на конкурсной территории лота.

Пункт 1 части 2 критериев, оценивающий предложения участника Конкурса по праву на использование радиочастотного спектра в полосах радиочастот 824-834 МГц, 869-879 МГц (AMPS – DAMPS) на конкурсной территории лота введен по двум обстоятельствам:

1. стимулировать высвобождение радиочастотного спектра, предназначенного для оказания услуг цифрового телевидения;

2. «компенсировать» операторам подвижной радиотелефонной связи, оказывающих услуги связи в указанных диапазонах частот убытки, которые оператор понесет в связи с выводом указанных диапазонов из частот для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, с 2010 года.

Также Россвязью отмечено, что критерии не носят обязательный для участников конкурсов характер, так как это не требования к участникам торгов, а условия работы конкурсной комиссии. Критерии оценки не могут ограничивать право на участие в торгах, следовательно, не ограничивают и не могут ограничивать конкуренцию.

Определением Комиссии от 13.08.2007 № АГ/13742 к участию в рассмотрении дела № 1 17/239-07 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечена Россвязьохранкультура.

По существу рассматриваемых Комиссией обстоятельств Россвязьохранкультура пояснила следующее:

Россвязьохранкультура в соответствии с установленными полномочиями приняла решение о завершении конкурсных процедур Конкурсов и при проведении конкурсных процедур руководствоваться положениями приказов Россвязи от 11.04.2007 №№ 56, 57, 58, 59 « О проведении открытого конкурса на право получения лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи», о чем Россвязьохранкультурой были изданы соответствующие приказы от 03.07.2007 №№ 17, 18, 19, 20.

После проведения конкурсов № 4-РЧ/2007, № 5-РЧ/2007, № 6-РЧ/2007, № 7-РЧ/2007 конкурсная комиссия пришла к выводу о неудовлетворительных результатах оценки конкурсных предложений. В связи с этим Россвязьохранкультурой был издан приказ от 25.07.2007 № 47 «О переносе конкурсов № 8-РЧ/2007, № 9-РЧ/2007, № 10-РЧ/2007, № 11-РЧ/2007, № 12-РЧ/2007, № 13-РЧ/2007, № 14-РЧ/2007, № 15-РЧ/2007 на право получения лицензий на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи и доработке критериев и порядка оценки конкурсных предложений участников конкурса».

Изучив материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах, Комиссия пришла к следующим выводам.

Критерии и порядок оценки конкурсных предложений в составе конкурсной документации разработаны и утверждены Россвязью.

В соответствии с пунктом 37 Правил проведения торгов, по результатам рассмотрения представленных заявок комиссия принимает решение о признании или непризнании заявителя участником торгов. Данным пунктом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа комиссией в непризнании заявителя участником торгов: а) представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержат недостоверные (искаженные) сведения; б) заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым к участнику торгов; в) задаток поступил на счет, указанный в извещении о проведении торгов, не в полном размере или с нарушением условий настоящих Правил и (или) соответствующего соглашения о задатке (для аукциона).

В соответствии с пунктом 3.2 конкурсной документации Конкурсов победителем по Конкурсу (лоту) признается участник, чье конкурсное предложение набрало максимальное количество баллов, рассчитанное в соответствии с критериями и порядком оценки конкурсных предложений.

Следовательно, организация, принимающая решение об участии в Конкурсе, может заранее оценить общий суммарный балл своего конкурсного предложения в соответствии с опубликованными критериями.

Из критериев следует, что операторы связи, имеющие намерение оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи на конкурсной территории лота, и на момент проведения конкурса не оказывающие услуги связи и (или) не имеющие лицензий на конкурсной территории лота, заведомо получат суммарное количество баллов меньшее, чем оператор связи, имеющий лицензию на конкурсной территории лота, при этом даже не оказывающий услуги связи ни на конкурсной территории лота, ни на территории иного субъекта Российской Федерации.

Очевидно, что основное влияние на итоговый результат оценки конкурсных предложений при определении победителя по первому (или единственному) лоту Конкурса на одной конкурсной территории в заранее преимущественных условиях находятся операторы связи, имеющие лицензии на оказание услуг связи на конкурсной территории лота.

Позиции критериев № 1, 2 части 1, в соответствии с которыми оцениваются конкурсные предложения участников конкурса по наличию лицензии на оказание услуг связи и (или) опыт деятельности оператора связи только на конкурсной территории лота, ограничивают конкуренцию на рынке предоставления услуг подвижной радиотелефонной связи и предоставляют очевидные преимущества операторам связи, работающим на данной территории.

Максимальная оценка позиций критериев по наличию лицензий (50 баллов) предоставляет очевидное преимущество операторам, имеющим лицензию на конкурсной территории лота, при этом даже не имеющим опыта деятельности на рынке услуг связи.

Соответственно, положения критериев, создающие преимущественные условия участникам Конкурсов, имеющим лицензию на конкурсной территории лота, при этом даже не имеющим опыта деятельности на рынке услуг связи и приводящие к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг подвижной радиотелефонной связи, создают предпосылки для отказа операторов связи, не имеющих лицензии и (или) не оказывающих услуги связи на конкурсной территории лота, от участия в Конкурсах.

Таким образом, позиции критериев № 1, 2 части 1 тем, что в соответствии с ними оцениваются конкурсные предложения операторов, имеющих лицензии и (или) оказывающих услуги связи только на конкурсной территории лота, а также тем, что вес позиций по наличию лицензий является максимальным, ограничивают возможность операторов связи входа на рынок подвижной радиотелефонной связи территории лота и приводят к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг подвижной радиотелефонной связи.

Статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

В соответствии с пунктом 5 Правил проведения торгов, при проведении торгов не допускается создание преимущественных условий, в том числе предоставление доступа к конфиденциальной информации, для участия отдельного лица или группы лиц.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать Федеральное агентство связи нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем включения в критерии оценки конкурсных предложений открытых конкурсов на право получения лицензий на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи № 4-РЧ/2007, № 5-РЧ/2007, № 6-РЧ/2007, № 7-РЧ/2007, № 8-РЧ/2007, № 9-РЧ/2007, № 10-РЧ/2007 положений, повлекших создание участникам и потенциальным участникам данных конкурсов, имеющим лицензии на оказание услуг связи и опыт деятельности в области связи на конкурсной территории лота, преимущественных условий участия в конкурсах, что имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке предоставления услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Дальневосточного и Сибирского округов.

2. Обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными Конкурсов № 4-РЧ/2007, № 5-РЧ/2007, № 6-РЧ/2007, № 7-РЧ/2007.

3. Направить в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия рекомендации относительно положений конкурсной документации по конкурсам на право получения лицензий на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с учетом результатов рассмотрения по данному делу.

 

Председатель Комиссии А.Н. Голомолзин

Члены Комиссии К.В. Сеничкин

Д.А. Алешин

Е.А. Заева

А.В. Локотилова


Назад к странице "Частотные ресурсы" >>


Инфокоммуникации. Энциклопедия MForum. Составитель А.Б.Бойко


 

Форумы по теме (открыть в отдельном окне)

Ничего не найдено.


Поиск по сайту:

Подписка:

Подписаться
Отписаться


Новости

19.09. [Новинки] Слухи: Redmi Note 14, Redmi Note 14 Pro и Redmi Note 14 Pro+ представят на следующей неделе / MForum.ru

18.09. [Новинки] Анонсы: Infinix Zero 40 5G со 108 Мп камерой представлен на индийском рынке / MForum.ru

18.09. [Новинки] Слухи: Появились подробности о смартфоне Vivo V40e / MForum.ru

17.09. [Новинки] Анонсы: Lava Blaze 3 5G с Dimensity 6300 представлен официально / MForum.ru

16.09. [Новинки] Анонсы: Vivo T3 Ultra дебютирует с Dimensity 9200+ и тонким дизайном / MForum.ru

16.09. [Новинки] Слухи: Infinix Zero Flip замечен на тизерах / MForum.ru

13.09. [Новинки] Анонсы: Samsung Galaxy M05 представлен официально / MForum.ru

13.09. [Новинки] Анонсы: Tecno Pova 6 Neo 5G представлен официально / MForum.ru

12.09. [Новинки] Анонсы: Утечка рендеров Samsung Galaxy M55s 5G демонстрирует уникальный дизайн / MForum.ru

11.09. [Новинки] Анонсы: Умные часы Honor Watch 5 представлены официально / MForum.ru

11.09. [Новинки] Анонсы: Tecno Spark 30C представлен официально / MForum.ru

10.09. [Новинки] Анонсы: iPhone 16 Pro и Pro Max оснащены чипом A18 Pro с улучшенной на 20% «устойчивой» производительностью / MForum.ru

10.09. [Новинки] Анонсы: iPhone 16 и 16 Plus с функциями искусственного интеллекта представлены официально / MForum.ru

10.09. [Новинки] Компоненты: Apple представляет чипсеты A18 и A18 Pro / MForum.ru

09.09. [Новинки] Анонсы: TCL анонсирует 50 NxtPaper 5G и 50 Pro NxtPaper 5G с дисплеями NxtPaper / MForum.ru

09.09. [Новинки] Анонсы: HMD Fusion анонсировала модульный смартфон со Snapdragon 4 Gen 2 / MForum.ru

09.09. [Новинки] Анонсы: Vivo Y37 Pro на базе Snapdragon 4 Gen 2 представлен официально / MForum.ru

06.09. [Новинки] Анонсы: Vivo Y300 Pro анонсирован в Китае с SD6 Gen 1 и 6,77-дюймовым OLED-дисплеем / MForum.ru

06.09. [Новинки] Анонсы: Infinix Hot 50 дебютирует с Dimensity 6300 и 48-мегапиксельной основной камерой / MForum.ru

05.09. [Новинки] Анонсы: Acer Iconia X12 на базе MediaTek Helio G99 представлен официально / MForum.ru