Пираньи из Сибири. SMS-игры приносят $2 млн в год

MForum.ru

Пираньи из Сибири. SMS-игры приносят $2 млн в год

29.03.2004, "Ведомости"

Занявшись всего два года назад разработкой SMS-игр, новосибирская компания Shamrock Games сумела завоевать около 60% этого рынка. Ее основатели - 23-летний Дмитрий Сергеев и 30-летний Дмитрий Комлев считают, что добились успеха благодаря строгому бизнес-планированию, которое разбило их первоначальные мечты о создании идеальной игры.


Свои первые деньги в игровой индустрии управляющий директор Shamrock Games Дмитрий Сергеев заработал в 16 лет, написав рецензию на компьютерную игру в игровой журнал. В 19 лет он стал продюсером крупной онлайновой интернет-игры (ее названия он не раскрывает, ссылаясь на договор с заказчиком) и отвечал за маркетинг и продвижение проекта. "В игровом бизнесе нет минимальных возрастных ограничений, - говорит Сергеев. - Лучшие игры делают те, кто понимает и знает этот продукт. Поэтому заказчикам важен не возраст исполнителей, а опыт и результаты, которые они показывают за первые дни и месяцы работы".

Рентабельность мечты

Во время реализации этого проекта Сергеев познакомился с Дмитрием Комлевым, который руководил программистами, а по вечерам искал инвестора для собственной PC-игры. "90% геймеров мечтают о создании идеальной игры. В 20 - 25 лет у многих есть огромное желание изменить мир, создать игру своей мечты, и они на 100% уверены в успехе своего проекта, - рассказывает Комлев. - Повзрослев, они понимают, что игры - это такой же бизнес, как и торговля. И они прежде всего должны принести прибыль".

Индустрия производителей игр для PC и игровых приставок давно сформировалась, и шансов на успех у небольшой частной компании было мало. Выполнив заказ, партнеры стали работать поодиночке: Комлев занимался разработкой программного обеспечения для b2b проектов, а Сергеев - поиском и дистрибьюцией по всему миру готовых PC-игр российских компаний. Летом 2002 г. на одном из интернет-сайтов Сергеев увидел обзор мирового рынка игр для мобильных телефонов. В статье сообщалось, что за год этот рынок вырос на 450%. Тогда Дмитрий Сергеев предложил Комлеву начать собственное дело.

В России этот рынок только начинал формироваться, и конкуренция практически отсутствовала. Из всех возможных мобильных развлечений были выбраны SMS-игры, как доступные всем без исключения абонентам и не требующие больших инвестиций.

Работа со сторонними заказчиками приучила предпринимателей к составлению бизнес-планов. По их расчетам, $15 000 собственных средств окупались в первый месяц запуска проекта, но их не хватало на содержание программистов, которые в течение года должны работать над созданием игры. Тогда Сергеев решил параллельно заняться знакомым делом и стал продавать за рубеж готовые PC-игры сторонних компаний-разработчиков.

Одним из главных пунктов расходов стала аренда офиса для Shamrock Games в новом бизнес-центре. "На своем опыте работы я понял, что все программисты должны сидеть исключительно в одном помещении, в котором созданы комфортные условия для работы, - объясняет Сергеев. - Мы осознавали, что выходим на серьезный рынок, нам нужно будет вести переговоры с крупными партнерами. Успех компании во многом зависит от того, как она изначально была спозиционирована ее управленцами".

Но первоначальные финансовые расчеты не оправдали себя. Небольшой бизнес по дистрибьюции игр был вполне успешным для компании из нескольких человек, но недостаточным для серьезного выхода на рынок мобильных игр. В феврале 2003 г. Комлев и Сергеев привлекли к проекту знакомого, который вложил $30 000 и потребовал взамен жесткий календарный и финансовый план по выводу игры на рынок.

Копи вес

Для экономии средств Сергеев и Комлев решили выбрать хит из трех полностью разработанных игр и сосредоточиться на его продвижении. После серии тестирований на группе знакомых разного возраста и социального статуса была выбрана игра "Пиранья" в жанре "симулятор единоборств". Каждый игрок с помощью SMS-сообщений управляет одной рыбой, которая должна в битвах откусывать "вес" от более слабых соперников. Во время схватки можно посылать SMS: "атаковать", "обороняться" или "убегать". Победа зависит от веса рыбы и выбранной тактики: кто готов к обороне - имеет преимущество, но если в обороне оба противника - схватка не состоится.

В начале июля 2003 г. Shamrock Games договорилась о запуске "Пираньи" в сети "МТС-Новосибирск". "С самого начала мы решили начать завоевание рынка России с регионов. Основные игроки мобильного контента сосредоточились в Москве и Санкт-Петербурге, - рассказывает Дмитрий Сергеев. - А в регионах ощущалась потребность в развлекательных услугах, и начинающей компании было гораздо проще договориться с местными операторами".

Впрочем, уже в августе "Пиранья" появилась в сети МТС в Москве, Санкт-Петербурге, на Урале и Кубани, а в сентябре принять участие в игре могли абоненты "МегаФона", "Би Лайна" и нескольких десятков региональных операторов.

Операторов привлекало, что контент-провайдер брал на себя организацию рекламной кампании - это обеспечило большой приток игроков. Для привлечения абонентов к игре в каждой сети был установлен ежемесячный приз. За сентябрь 2003 г. 35 000 игроков отправили около 1 млн SMS, а к декабрю игроков стало 500 000, они соревновались между собой в едином всероссийском масштабе.

Несмотря на то что срок жизни SMS-игры редко превышает три месяца, в "Пиранью" играют до сих пор. По данным "МТС-Москва", на прошлой неделе в этой игре участвовали 10 000 абонентов, которые отправили около 100 000 сообщений. За одно SMS-сообщение участники игры платят $0,09, из которых 30% забирает оператор.

Дело вкуса

Вторая игра - "Век торговцев" в жанре "морской стратегии", запущенная Shamrock Games прошлой осенью, хотя и окупила затраты на создание, не получила популярности. По мнению директора по маркетингу компании Nikita Mobile (производителя SMS-игр "Лабиринты удачи" и Botfighters) Ивана Скрипкина, "стратегии" не пользуются спросом у игроков. "Основная сложность SMS-игр в отсутствие визуальности. Тяжело заинтересовать пользователя, не привлекая дополнительные средства. Мы выпускаем наши игры в коробочках, где есть инструкции и материалы для визуализации игрового процесса. Например, в игре "Лабиринты удачи" мы использовали карту, которая служит ориентиром в передвижениях", - говорит Скрипкин.

Неудача заставила владельцев Shamrock Games отложить запуск третьей игры - "Безумный агент" и провести повторное тестирование на фокус-группах, которые показали, что игре обеспечен 100% -ный провал. В процессе переработки концепция была разделена на две части. Первая - "стрелялка" "Деды Отморозы" была запущена в декабре. А вторая часть - ролевая игра с романтикой большой дороги - стартует в апреле 2004 г. под названием "Золотая лихорадка"; она, как надеются в Shamrock Games, заменит "Пиранью".

По данным операторов сотовой связи, наиболее активно пользуется SMS-играми молодежь, второй по величине аудиторией являются домохозяйки после 30 лет. "Наша статистика показывает, что женщины отправляют SMS в два раза чаще мужчин", - говорит специалист по связям с общественностью компании "ВымпелКом" Артем Минаев. В структуре доходов "Би Лайна" от неголосовых сервисов SMS-игры занимают 3-е место после обычных SMS и заказа мелодий для телефонов.

По оценке аналитической компании J&P, объем российского рынка развлекательного SMS-контента (без логотипов, мелодий, информационных рассылок и SMS между абонентами) в 2003 г. вырос более чем в 2,5 раза и составил около $20 млн. По оценкам экспертов этой компании, объем рынка SMS-игр составляет $3 млн. Дмитрий Сергеев оценивает долю своей компании на рынке игр в 60 - 70%.

"Российские SMS-игроки очень активны, но их пока не так много, - говорит эксперт J&P Маргарита Зубнина. - Сейчас абоненты воспринимают телефон не только как средство связи, но и как будильник, органайзер, средство доступа в Интернет, и эта тенденция продолжится". По ее мнению, люди будут все больше играть в мобильные игры. В этом заинтересованы и операторы, так как это стимулирует лояльность абонентов, и сами абоненты, которым SMS-игры заполняют свободное время.

© Иван Голунов, «Ведомости»

Обсуждение (открыть в отдельном окне)

В форуме нет сообщений.

Новое сообщение:
Complete in 3 ms, lookup=0 ms, find=3 ms

Последние сообщения в форумах

Все форумы »



Поиск по сайту:

Подписка:

Подписаться
Отписаться


Новости

08.07. [Новинки] Анонсы: Honor X9c 5G представлен официально / MForum.ru

08.07. [Новинки] Слухи: Honor X70 получит АКБ емкостью 8300 мАч / MForum.ru

07.07. [Новинки] Анонсы: Itel City 100 представлен официально / MForum.ru

07.07. [Новинки] Слухи: Infinix Hot 60 5G + оснастят One-Tap AI Button / MForum.ru

04.07. [Новинки] Слухи: Аксессуары для Samsung Galaxy Z Flip 7 показали на рендерах / MForum.ru

03.07. [Новинки] Анонсы: Moto G100 Pro с MediaTek Dimensity 7300 и АКБ 6720 мАч представлен официально / MForum.ru

03.07. [Новинки] Анонсы: Infinix Hot 60i с AI-функциями представлен официально / MForum.ru

03.07. [Новинки] Анонсы: Tecno представила 3 смартфона серии Spark 40 / MForurm.ru

02.07. [Новинки] Cлухи: Появились подробности о Google Pixel 10 Pro и Google Pixel 10 Pro XL / MForum.ru

02.07. [Новинки] Анонсы: Nothing Phone (3) с Glyph Matrix представлен официально / MForum.ru

01.07. [Новинки] Слухи: Moto G96 5G может быть представлен 9 июля / MForum.ru

01.07. [Новинки] Слухи: Появились данные о размере батареи Redmi Turbo 5 Pro / Poco F8 / MForum.ru

30.06. [Новинки] Анонсы: Xiaomi Watch S4 41 мм и Band 10 представлены официально / MForum.ru

27.06. [Новинки] Анонсы: Xiaomi Pad 7S Pro 12.5 на чипсете Xring O1 представлен официально / MForum.ru

26.06. [Новинки] Анонсы: Redmi K80 Ultra представлен официально / MForum.ru

26.06. [Новинки] Анонсы: Экологичный смартфон Fairphone 6 представлен официально / MForum.ru

25.06. [Новинки] Анонсы: Poco F7 на чипсете Snapdragon 8s Gen 4 представлен официально / MForum.ru

24.06. [Новинки] Анонсы: Galaxy Unpacked 2025 состоится 9 июля / MForum.ru

24.06. [Новинки] Анонсы: Компактный смартфон Vivo X200 FE представлен официально / MForum.ru

23.06. [Новинки] Анонсы: Oppo K13x 5G представлен как «самый надежный смартфон в сегменте» / MForum.ru