MForum.ru
04.11.2004, "Коммерсант"
Андрей Шлыков, генеральный директор компании Dixis дал интервью газете "Коммерсант".
- Специалисты все чаще говорят о скором насыщении рынка мобильной связи - сотовые телефоны уже есть почти у половины россиян. Не боитесь, что и рынок "трубок" вот-вот выдохнется?

- Рынок в следующем году будет развиваться минимум такими же темпами, как и в этом. По нашим оценкам, в 2004 году в России будет продано 24-25 млн терминалов. Если же говорить о самом оптимистичном сценарии, то это 26-27 млн. Второе дыхание рынку дадут регионы. Москва уже насыщена услугами сотовой связи. Остается еще примерно квартал-полтора, и будет насыщен рынок Санкт-Петербурга. Эта тенденция повторяет путь развития сотовых операторов, которые уже активно работают в регионах. Следующий год покажет, насколько успешно смогут развиваться местные игроки на региональных рынках с приходом туда федеральных розничных сетей, и это будет свидетельствовать об их способности выжить в дальнейшем. В следующем году, думаю, тройка крупнейших сетей, то есть "Евросеть", "Связной" и мы, займет 30-40% рынка, при этом 30% останется за более мелкими игроками регионального уровня, а еще 30% придется на прямые продажи операторов.
- Получается, что у операторов доля рынка такая же, как у всех крупных сетей салонов связи, вместе взятых? Вы не видите в операторах опасного конкурента? .
- Никакой опасности нет. Сетевая розница - очень капиталоемкий бизнес. А для оператора сейчас гораздо больший приоритет имеет строительство сетей, все инвестиции идут туда. Другое дело, что, когда проникновение сотовой связи по всей территории страны достигнет 60-70%, они, возможно, задумаются о развитии собственной розницы. Однако к тому моменту независимые розничные сети будут настолько большими, что создать им конкурента даже ведущим операторам будет не под силу. Безусловно, можно купить крупного игрока на этом рынке. Но такой вариант маловероятен - во-первых, по тому, что к этому времени стоимость успешных компаний будет довольно высокой, а существенных доходов развитие этого направления не принесет, а во-вторых, операторов вполне устраивает, когда независимые дилеры продают их контракты. Кроме того, вопрос о конкуренции не стоит еще и потому, что мы расширяем спектр продаваемых товаров и услуг, постепенно становясь все менее зависимыми от операторов и рынка сотовой связи в целом. Конкурировать же с нами в продаже цифровой техники оператор не будет никогда.
- И когда же нынешние розничные сети будут настолько сильны, что операторы со своими офисами продаж перестанут быть для них конкурентами?
- По нашим подсчетам, это 2007-2008 годы.
- А как, по вашему мнению, в ближайшее время изменится ситуация на рынке в целом? По идее, мелкие региональные сети сейчас будут постепенно терять рынок?
- Да, федеральные розничные сети будут пытаться увеличить свою рыночную долю в первую очередь за счет локальных продавцов. Есть несколько способов, как это сделать быстро. Первый - покупка региональных сетей, второй - предложить им свою франшизу, третий способ - это агрессивное выживание их с рынка. Можно прийти в регион и поставить цены на уровне себестоимости или чуть ниже - через очень небольшой промежуток времени региональные сети исчезнут. Это типичный путь дискаунтеров. После того как компания становится монополистом, можно потихоньку начинать поднимать цены. Хотя, на наш взгляд, без ценовой конкуренции можно вполне обойтись, поскольку те условия и цены, которые имеют федеральные сети от поставщиков, известность брэнда, технологии ведения бизнеса и т. д. позволяют нам занимать хорошие доли рынка в регионах и без крайних мер.
- А вы чаще всего какой путь захвата рынков выбираете?
- Для себя мы сочли оптимальным сочетание нескольких параллельных путей выхода в регионы: открытие собственных магазинов, покупка существующих региональных сетей и создание франчайзинговой сети. Подобная консолидация усилий позволяет нам снизить временные и финансовые затраты при освоении региональных рынков. Играть за счет цен мы не будем. Конечно, обрушивание рынка куда более агрессивная стратегия, но она и более рискованна. Когда вы начинаете продавать часть товара ниже себестоимости, можно незаметно уйти в такой минус, из которого потом не выплыть. Такой бизнес все время надо подпитывать кредитами. Это судьба очень многих дискаунтеров. Последний случай, по-моему, когда Tati во Франции разорился. Причиной стали издержки, превысившие доходы; иногда это трудно заметить, потому что маржа у дискаунтеров минимальна, а иногда ее просто нет. В один прекрасный день все это может рухнуть. А для того чтобы этим правильно управлять, нужны очень сильные финансисты, которые на нашем рынке большая редкость.
- Но если мы посмотрим на продуктовый ритейл, то там дискаунтеры прекрасно живут и развиваются...
- Я бы не сказал, что так уж прекрасно они живут. И, кстати, та же "Пятерочка" активно развивается за счет франчайзинга. То же самое и мы хотим делать. В следующем году мы, например, будем больше развивать франчайзинг, чем открывать свои собственные магазины. Мы для себя решили, что франчайзинг - это более быстрый способ завоевания рынка, который требует гораздо меньше времени и гораздо меньше финансовых вливаний.
- Однако при этом он дает и меньшую финансовую отдачу...
- Естественно, меньшую. Но зато при меньших рисках. Мы стараемся развиваться в стабильных финансовых условиях. Например, у нас оборот в два раза меньше, чем у лидера рынка, но при этом чистая прибыль больше. Каждый выбирает свой путь. Я считаю, что нельзя открывать по три магазина в день. Это мое четкое убеждение.
- Но такие темпы развития могут быть оправданны, если сеть создается с тем расчетом, чтобы ее в какой-то момент выгодно продать, не так ли? Как вы оцениваете вероятность прихода на наш рынок западного игрока путем приобретения одной из крупнейших российских сетей?
- Что касается сотовых операторов, то я убежден, что рано или поздно на этот рынок придет крупный западный игрок. Это слишком лакомый кусок, чтобы никто на него не покусился. Пока для них наш рынок - слишком рискованное вложение, но когда вероятность того же политического риска уменьшится, западные игроки обязательно сюда придут и кого-нибудь купят. А насчет появления здесь кого-то из разряда западных ритейлеров сотового рынка я не уверен. Стратегия многих игроков на нашем рынке построена на планах размещения акций на бирже - IPO, то есть выпуске акций и продаже небольших пакетов большому количеству участников рынка. Это, с моей точки зрения, самый вероятный сценарий развития событий. В крупных розничных сетях сейчас приводится в порядок финансовая отчетность, привлекаются аудиторы, организационная структура становится четче. Компании делают первые шаги на рынке внешнего финансирования. Мы в октябре выпустили первый вексельный заем, а зимой следующего года собираемся выпустить и второй. Первый был на 100 млн рублей, второй, думаю, будет уже на сумму около 500 млн. А к концу 2005-го - началу 2006 года мы планируем организовать облигационный заем на 600-800 млн рублей. 2004 год у нас будет уже аудирован по международным стандартам. Атак как для IPO нужен трехлетний аудит, то и потенциальный выход станет возможен не раньше чем в начале 2007 года. Впрочем, на западные рынки с долевыми инструментами имеет смысл выходить, имея миллиардный оборот. Мне кажется, следующий год будет настоящим прорывом в этой области.
24.10. [Новинки] Анонсы: Redmi K90 – новый «доступный флагман» представлен в Китае / MForum.ru
24.10. [Новинки] Анонсы: Redmi K90 Pro Max на базе Snapdragon 8 Elite Gen 5 представлен официально / MForum.ru
23.10. [Новинки] Анонсы: Nubia Z80 Ultra с новой 35 мм камерой представлен официально / MForum.ru
22.10. [Новинки] Анонсы: Realme GT8 представлен официально / MForum.ru
22.10. [Новинки] Анонсы: Realme GT8 Pro – смартфон со сменным обрамлением камер и топовыми характеристиками / MForum.ru
21.10. [Новинки] Анонсы: В Китае представлен планшет iQOO Pad 5e / MForum.ru
21.10. [Новинки] Анонсы: Флагманский смартфон iQOO 15 с Snapdragon 8 Elite Gen 5 представлен официально / MForum.ru
20.10. [Новинки] Анонсы: Планшет Oppo Pad 5 и смарт-часы Watch S представлены официально / MForum.ru
20.10. [Новинки] Анонсы: Представлены Oppo Find X9 и X9 Pro на базе чипсета Dimensity 9500 / MForum.ru
20.10. [Новинки] Анонсы: Складной смартфон Huawei Nova Flip S представлен официально / MForum.ru
17.10. [Новинки] Анонсы: Роскошный смартфон Vertu Agent Q можно будет купить только в одном магазине / MForum.ru
16.10. [Новинки] Анонсы: Honor официально представила Magic 8 и Magic 8 Pro / MForum.ru
16.10. [Новинки] Анонсы: Honor Watch 5 Pro представлены официально / MForum.ru
16.10. [Новинки] Анонсы: Honor MagicPad3 Pro 13.3 представлен официально / MForum.ru
16.10. [Новинки] Анонсы: «Новый» Moto G100 с аккумулятором 7000 мАч представлен официально / MForum.ru
15.10. [Новинки] Анонсы: Vivo TWS 5 – флагманские наушники с 11 мм динамиками и Hi-Fi версией / MForum.ru
15.10. [Новинки] Анонсы: Vivo Watch GT 2 с ярким дисплеем и eSIM представлены официально / MForum.ru
14.10. [Новинки] Анонсы: Планшет Vivo Pad 5e представлен официально / MForum.ru
14.10. [Новинки] Анонсы: Vivo X300 и X300 Pro с 200 Мп камерами представлены официально / MForum.ru
14.10. [Новинки]
Анонсы: Характеристики Honor Magic 8 Pro раскрыты до анонса / MForum.ru