Итоги-2004: Рынок сотовой связи Урала: мертвые уши

MForum.ru

Итоги-2004: Рынок сотовой связи Урала: мертвые уши

14.03.2005, "Эксперт - Урал"

Количество абонентов сотовой связи - реальных и декларируемых операторами - различается. Но даже искусственно раздутая абонентская база помогает операторам завоевывать рынок и развиваться.


База абонентов сотовых операторов России продолжает расти гигантскими темпами, демонстрируя удвоение каждый год. На конец 2004 года количество абонентов, по данным ACM-Consulting, достигло 74,4 млн человек: прирост за год - 105% (в 2003 году - 101%, в 2002-м - 131%).

График 1

Регионы в 2004 году росли быстрее, чем столичные рынки. В итоге доля региональных абонентов на конец года увеличилась на 11% и составила 70%. Уровень проникновения сотовой связи на конец 2004 года достиг 51% (на начало 2004 года - 25%). В регионах доля абонентов от численности населения составила по итогам года 43% (на начало года - 17%). На рынке Санкт-Петербурга абонентами является 89% населения, на московском проникновение практически поголовное (99%).

Абонентская база Урала на конец 2004 года достигла 9,8 млн абонентов. Урал - один из самых динамичных рынков сотовой связи наряду с Дальневосточным и Сибирским регионами. За год прирост по региону немного превысил средний показатель по России и составил 146%. По сравнению с 2003 годом (188%) темп снизился. По полугодиям уральский рынок рос равномерно: 59% в первой половине года и 54% во второй. Доля Урала в совокупной абонентской базе России увеличилась за год с 11 до 13%. Уровень проникновения составил 39% (на начало года - 16%). По этому показателю регион отстает от среднероссийского уровня.

В разрезе областей по итогам прошедшего года произошло только одно существенное изменение: Республика Башкортостан сместилась по размеру абонентской базы со второго места на четвертое. В существенном отрыве от остальных Свердловская область: ее доля в совокупной абонентской базе региона 23%. Затем со сравнимыми долями (18 - 15%) идут Челябинская, Тюменская (включая ХМАО и ЯНАО) области и Башкирия. За год к своей доле дополнительные проценты добавили Челябинская, Тюменская, Курганская области и Удмуртия.

Наибольшую динамику абонентских баз на территории Урала показали за год федеральные операторы "большой тройки" (свыше 100%, Вымпелком - даже 350%).

Двойная запись

Между тем количество реальных пользователей услугами сотовой связи и абонентов, декларируемых операторами, - не одно и то же. Из-за различий в потребностях и финансовых возможностях населения достижение истинного 100-процентного проникновения в регионах вряд ли возможно.

График 2

На несоответствие указывает рынок сотовых телефонов. По разным оценкам, сейчас на руках находится 42 - 50 млн аппаратов. Абонентов насчитывается в 1,5 - 1,8 раза больше. За 2004 год в России через розничные сети продано около 25 - 30 млн сотовых телефонов, при этом существенная часть куплена взамен старых. Совокупная база сотовых операторов выросла за прошедший год на 38 млн абонентов. Даже учитывая погрешности оценки, диспропорция очевидна.

В итоге на начало 2005 года по Уралу (минус Оренбургская область и Башкирия, плюс Кировская область и Республика Коми), по данным Маркетинг-Бюро, разница в проникновении по абонентам (34,8%) и пользователям (31%) составила в абсолютном выражении почти 800 тыс. человек - средний российский город. На конец текущего года несоответствие номинальной и фактической базы увеличится до 5 - 6%.

Абонентская база раздувается искусственно. Причин несколько. В 2004 году продолжилось активное освоение региональных рынков федеральными операторами. Агрессивный маркетинг привел к стремительному распространению sim-карт. Не все операторы регулярно "чистят" базы, удаляя из них абонентов, которые не общаются более установленного срока. Зачастую на момент входа на рынке области уже присутствуют один-два сильных оператора (федеральные или местные). Поэтому всеобщей задачей становится закрепление на рынке. В результате операторы максимально упрощают доступ к услугам - существенно снижают тарифы, практически бесплатно раздают карты. Это привлекает наименее лояльных абонентов. К тому же решающим фактором успеха оператора на начальной стадии развития рынка является наличие денежных средств для строительства сети. А финансовые возможности зависят от номинального количества абонентов: чем больше абонентская база, тем легче доступ к инвестициям. Так, средневзвешенная рыночная котировка акций МТС на ММВБ с февраля по ноябрь выросла на 38%, а абонентская база - на 61%.

Расширение зон покрытия, постоянное техническое и технологическое обновление, проведение работы с потребителем, создание и расширение call-центров - важные факторы конкуренции наряду со стоимостью услуг сотовой связи. Ценовая конкуренция ограничена условием рентабельности бизнеса. Эксперты ждут, что ценовым войнам придет конец. Правда, его возвещали и год назад.

График3

А нам хорошо

Ориентация сотовых операторов на увеличение номинальной, а не реальной базы на руку дилерам. Источники дохода салонов сотовой связи - продажа сотовых телефонов, аксессуаров к ним и подключения абонентов (продажа контрактов). В 2003 году по оценке исследовательского агентства Mobile Research Group (MRG) доходы от подключений составили порядка 457 млн долларов, в 2004-м - достигли, по данным Мобильного форума (www.MForum.ru), 530 млн долларов. Подключения принесли уже не одну пятую выручки дилеров, как это было в 2003 году, а практически половину. Таким образом, рост составил исходя по разным оценкам от 16 до 36%. Так, " Евросеть" увеличила объем выручки с 87,9 млн долларов в первом квартале прошлого года до 318,3 миллиона в последнем.

Еще в 2003 году операторы объявляли об ужесточении политики работы с дилерами (для получения второй части вознаграждения абонент должен пользоваться услугами оператора больший срок). Размер вознаграждения за одного абонента сократился. Несмотря на это, рост числа подключающихся компенсирует снижение доходности на одного абонента.

Таким образом, пока потенциал региональных рынков значителен, операторы будут активно использовать ценовую конкуренцию, чтобы закрепиться и отвоевать большую долю. Значит, количество фиктивных абонентов будет расти. Скоро, вероятно, мы будем наблюдать, как проникновение на столичных рынках перейдет за 100%.

Методы и информация

Как Уральский регион (Урал) мы рассматривали Свердловскую, Челябинскую, Курганскую, Пермскую, Оренбургскую, Тюменскую области (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами), республики Башкортостан и Удмуртию.

В качестве источников информации использовали собственные оценки, данные компаний, СМИ и иные открытые источники информации.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Таблица 1

© Инна Гладкова, "Эксперт - Урал"

Обсуждение (открыть в отдельном окне)

В форуме нет сообщений.

Новое сообщение:
Complete in 2 ms, lookup=0 ms, find=2 ms

Последние сообщения в форумах

Все форумы »



Поиск по сайту:

Подписка:

Подписаться
Отписаться


Новости

18.06. [Новинки] Анонсы: Fujitsu Arrows F-51F представлен официально / MForum.ru

17.06. [Новинки] Слухи: Раскрыты основные подробности о Redmi K Pad / MForum.ru

17.06. [Новинки] Анонсы: Trump Mobile T1 представлен официально / MForum.ru

17.06. [Новинки] Анонсы: Анонсирован Realme Narzo 80 Lite 5G с Dimensity 6300 и аккумулятором 6000 мАч / MForum.ru

17.06. [Новинки] Анонсы: Infinix представил смартфоны серии Smart 10 / MForum.ru

16.06. [Новинки] Слухи: Планшет OnePlus Pad Lite будет базироваться на Helio G100 SoC / MForum.ru

13.06. [Новинки] Слухи: Предсказана производительность бенчмарков Qualcomm Snapdragon 8 Elite 2 / MForum.ru

13.06. [Новинки] Слухи: Раскрыты подробности о Redmi K Pad / MForum.ru

13.06. [Новинки] Слухи: Vivo T4 Lite готовится к анонсу / MForum.ru

11.06. [Новинки] Слухи: OnePlus Nord 5 и Nord CE5 могут представить 8 июля / MForum.ru

11.06. [Новинки] Слухи: Появились фото Nothing Phone (3) / MForum.ru

11.06. [Новинки] Анонсы: Honor X6c дебютирует с дисплеем 120 Гц и Helio G81 Ultra / MForum.ru

10.06. [ПО] Анонсы: iOS 26 анонсирована с новым дизайном Liquid Glass, обновленным приложением Visual Intelligence и Games / MForum.ru

10.06. [Новинки] Слухи: Раскрыт дизайн и некоторые спецификации Vivo Y400 Pro / MForum.ru

09.06. [Новинки] Анонсы: Представлен бюджетный 5G-смартфон Vivo Y300c / MForum.ru

09.06. [Новинки] Слухи: Samsung Unpacked 2025 состоится в середине июля / MForum.ru

06.06. [Новинки] Анонсы: OnePlus Pad 3 со Snapdragon 8 Elite представлен официально / MForum.ru

06.06. [Новинки] Анонсы: Представлен Redmi Pad 2 с экраном 90 Гц и аккумулятором 9000 мАч / MForum.ru

05.06. [Новинки] Слухи: Раскрыты основные спецификации Honor MagicPad 3 / MForum.ru

05.06. [Новинки] Анонсы: OnePlus 13s – компактный смартфон на базе Snapdragon 8 Elite / MForum.ru