MForum.ru
15.08.2005, "Экономические известия"
В 2005 году эксперты прогнозируют рост рынка дополнительных услуг до $35-48 млн. Цифра эта пока невелика: для сравнения, «чистая» мобильная связь в прошлом году принесла операторам около $1,5 млрд. Тем не менее рынок этот растет без преувеличения «бешеными» темпами — за год он увеличится на 175-190% (в 2004 году на информационные, развлекательные и справочные сервисы абоненты мобильной связи потратили $20-25 млн.). Неудивительно, что операторы считают этот рынок очень перспективным и стремятся опередить друг друга в предоставлении новых услуг.
Сами операторы выделяют сегодня три направления контент-услуг: развлекательные, информационные и справочные. Заказать их можно как с помощью SMS, так и по обычной голосовой связи. Сегодня 70-80% дополнительных сервисов абоненты заказывают посредством SMS (правда, сообщения приносят контент-провайдерам всего 50% суммарных доходов); год назад доля голосовых услуг в доходах была в несколько раз меньше — в основном из-за отсутствия достойных голосовых услуг.
В группе развлекательных сервисов наиболее популярны «персонализации»: стильные картинки, рингтоны и т.п. «Большинство этих услуг заказывается посредством SMS»,— рассказал заместитель начальника департамента развития и управления продуктами UMC Сергей Самокрик. Его коллега из «Киевстар» Роман Саввин, начальник отдела развития m-коммерции и контента, заметил, что «внятные» голосовые услуги появились около года назад: «Они более удобны — абоненту не нужно запоминать код контента и номер короткого доступа — достаточно просто позвонить и сказать сотруднику звонкового центра провайдера, какую мелодию желаешь получить и для какой модели телефона. Своей простотой эти сервисы быстро завоевывают популярность». На втором месте у голосовых развлекательных услуг анекдоты и песни в подарок. «Популярны и SMS-голосования в различных программах на телеканалах и радиостанциях, и сервисы «для взрослых» (прослушивание эротических рассказов, «общение» по телефону, заказ эротических картинок. — Авт.)» — замечает г-н Савин. Аудитория этих развлекательных сервисов — молодежь (15-25 лет).
Информационные и справочные услуги нацелены на взрослую аудиторию (25 лет и выше). Среди них наиболее популярны универсальные справочные с информацией о компаниях, услугах, товарах и развлечениях. Пока они не получили должного развития, хотя потенциал у них есть — во время «помаранчевой революции» линия новостей «5 канала» была весьма востребована. Как правило, контент-услуги предлагают не сами операторы, а контент-провайдеры. О доходности их бизнеса «мобильщики» не говорят, хотя и не отрицают, что те работают с хорошей рентабельностью, несмотря на то что операторы забирают себе 30-60% дохода провайдеров. Конкуренция между провайдерами весьма условна — одну и ту же услугу предлагает всего 3-5 компаний, а ценовую политику диктуют операторы.
Для операторов контент-услуги — очень важное дополнение к традиционной мобильной связи. «Новые сервисные возможности в первую очередь направлены на увеличение ARPU (доход от одного абонента)», — откровенно признался начальник отдела развития контента «Киевстар». Кроме того, операторы уверены, что подобные услуги повышают лояльность клиентов (некоторые из них могут быть бесплатными для определенных категорий абонентов или в рамках акции) и помогают формировать имидж компании (например, информационные справки для иностранных туристов), но главное — это ARPU.
Как и во всем мире, доля доходов от контент-услуг в общих доходах украинских операторов будет расти. Равняются украинские операторы на Европу, для которой «емкость» этого рынка составляет 6-7% общих доходов «мобильщиков», и с завистью приглядываются к азиатскому региону (Южная Корея, Япония…), где эта цифра достигает 20% (зависть вполне уместна — даже для Украины 20% от $1,5 млрд. составит очень приличную сумму в $300 млн. — Ред.). «На темпы развития рынка контент-услуг в первую очередь влияет терминальная база «мобилок». Более 40% телефонов сегодня — «серые». Для них сложно получить правильные настройки WAP, GPRS и MMS. К примеру, часто сбоят настройки WAP. Второй фактор — знание абонентов о наличии дополнительных сервисов и умение пользоваться ими. Третий — наличие адекватных, востребованных рынком услуг», — объясняет г-н Саввин.
По оценкам экспертов, в конце 2004 года в Украине контент-услугами хотя бы раз в месяц пользовалось 3 млн. абонентов. Ожидается, что к концу 2005 их будет 7 млн. — то есть каждый третий абонент. При прогнозируемом в 2005 году росте доходов мобильных операторов на 150-160% (абонентская база вырастет на 170-180%, но доход с одного абонента за счет снижения тарифов упадет где-то на 5-10%), можно предположить, что доля дополнительных услуг в «мобильных» затратах абонентов увеличится приблизительно на 0,4% и составит 1,6-2,1%.
По прогнозам операторов, количество голосовых услуг в ближайшее время значительно увеличиваться не будет. В UMC ожидают временного снижения объема голосовых услуг, поскольку возраст «среднего пользователя» уменьшается (подключаются в основном подростки). Схожего мнения придерживаются в «Киевстар». «Голосовые услуги сейчас на пике — в Украине их даже больше, чем в Европе. К примеру, там менее популярна услуга «песня в подарок». Учитывая мировые тенденции, можно утверждать, что активнее развиваться будут SMS-услуги. К тому же провайдеру легче их предоставлять — для работы не требуется специального оборудования, достаточно интернет-соединения», — считают в «Киевстаре». Возможно, через год-два большинство контент-услуг станут заказывать не посредством SMS, а с помощью WAP-сессии — тарификация будет зависеть от действий абонента. «По большому счету это решение проблемы платежей, из-за которой очень медленно развивался internet e-commerce в Украине. Сейчас WAP — вторая по счету услуга (после SMS), о которой имеют определенное представление клиенты, и которая поддерживается практически всеми терминалами. Вторая предпосылка для развития WAP — браузинговый принцип работы, который позволяет делать услуги очень удобными для пользования и интерактивными», — уверен г-н Самокрик.
© Андрей Бережанский, "Экономические известия"
20.06. [Новинки] Слухи: Раскрыты подробности о Redmi K80 Ultra / MForum.ru
20.06. [Новинки] Слухи: Honor Magic V5 может стать самым тонким складным смартфоном в мире / MForum.ru
19.06. [Новинки] Анонсы: Глобальная версия Oppo Reno 14 5G представлена в Японии / MForum.ru
19.06. [Новинки] Анонсы: Oppo Reno 13A для японского рынка представлен официально / MForum.ru
19.06. [Новинки] Анонсы: Бюджетный смартфон iQOO Z10 Lite официально представлен в Индии / MForum.ru
18.06. [Новинки] Анонсы: Fujitsu Arrows F-51F представлен официально / MForum.ru
17.06. [Новинки] Слухи: Раскрыты основные подробности о Redmi K Pad / MForum.ru
17.06. [Новинки] Анонсы: Trump Mobile T1 представлен официально / MForum.ru
17.06. [Новинки] Анонсы: Анонсирован Realme Narzo 80 Lite 5G с Dimensity 6300 и аккумулятором 6000 мАч / MForum.ru
17.06. [Новинки] Анонсы: Infinix представил смартфоны серии Smart 10 / MForum.ru
16.06. [Новинки] Слухи: Планшет OnePlus Pad Lite будет базироваться на Helio G100 SoC / MForum.ru
13.06. [Новинки] Слухи: Предсказана производительность бенчмарков Qualcomm Snapdragon 8 Elite 2 / MForum.ru
13.06. [Новинки] Слухи: Раскрыты подробности о Redmi K Pad / MForum.ru
13.06. [Новинки] Слухи: Vivo T4 Lite готовится к анонсу / MForum.ru
11.06. [Новинки] Слухи: OnePlus Nord 5 и Nord CE5 могут представить 8 июля / MForum.ru
11.06. [Новинки] Слухи: Появились фото Nothing Phone (3) / MForum.ru
11.06. [Новинки] Анонсы: Honor X6c дебютирует с дисплеем 120 Гц и Helio G81 Ultra / MForum.ru
10.06. [ПО] Анонсы: iOS 26 анонсирована с новым дизайном Liquid Glass, обновленным приложением Visual Intelligence и Games / MForum.ru
10.06. [Новинки] Слухи: Раскрыт дизайн и некоторые спецификации Vivo Y400 Pro / MForum.ru
09.06. [Новинки] Анонсы: Представлен бюджетный 5G-смартфон Vivo Y300c / MForum.ru