Подробности для любознательных: LBS "МегаФона-Москва" на платформе Ericsson

MForum.ru

Подробности для любознательных: LBS "МегаФона-Москва" на платформе Ericsson

11.03.2004, МФ

Как это устроено? Именно таким вопросом задаются многие, когда слышат о той или иной новинке из области VAS (value-added services), т.е. дополнительных услуг. Сегодня мы уделим внимание тому, что сделало возможным запуск компанией "МегаФон-Москва" услуги АОП - автоматического "определения позиции".


Не секрет, что московская сеть "МегаФона" построена на базе оборудования Ericsson. Неудивительно, что "МегаФон-Москва", компания закономерно гордящаяся своим наиболее высоким среди российских операторов индексом инновационности, т.е. долей прибыли от неголосовых услуг, оказалась той компанией, которая решила расширить спектр услуг на базе позиционирования. Нет причин удивляться тому, что для реализации запланированного набора услуг, оператор выбрал в качестве поставщика ту же компанию, что бессменно выступает поставщиком сетевого оборудования - Ericsson.

Тем не менее, учитывая что разнообразные решения позиционирования для операторов сотовой связи сегодня предлагают на рынке десятки компаний, можно задаться вопросом - а почему же все-таки выбор был сделан именно в пользу Ericsson?

Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов то весомое обстоятельство, что в рамках крупных сделок с Ericsson на поставку сетевого оборудования, у "МегаФон-Москва" были все возможности для получения весьма крупных скидок. Кроме того, безусловно, тому, кто первым приобретает то или иное оборудование на рынке, который поставщик относит к числу своих стратегических, также достаются максимальные скидки. В итоге, решение, которое на западном рынке для оператора масштабов "МегаФон-Москва" могло бы обойтись в сумму около миллиона долларов, московскому "МегаФону" досталось существенно дешевле, по оценкам аналитиков "Мобильного форума" - стоимость контракта не превысила $200K. Думается, что все это заметно упростило для "МегаФона" выбор в пользу Ericsson, решение которого, к тому же, естественным образом может быть интегрировано с основной системой.

Впрочем, эти причины были не единственными. Можно говорить также о дополнительных плюсах, которые присущи решению LBS от Ericsson:

- Система обеспечивает позиционирование всех (любых) GSM терминалов уже сегодня, специальные терминалы не требуются, как не требуется и перепрограммирование или другая настройка обычных телефонов GSM - работать с LBS может любая трубка, подключенная к сети "МегаФон-Москва".

- Система "определения местоположения" Ericsson основана на открытых стандартах для GSM в области позиционирования, что позволяет успешно интегрировать ее с другими подсистемами. Более того, такая система способна поддерживать роуминг и услуги позиционирования не только для своих, но и для гостевых абонентов!

- Является неотъемлемой частью сети GSM, что весьма существенно, поскольку ряд других систем, которые предлагаются на рынке, не могут быть интегрированы с сетью. На практике это оборачивается тем, что ряд других систем подразумевают размещение на всех сайтах сети дополнительных устройств, тогда как решение Ericsson ничего подобного не требует.

- Комплексное решение с универсальным интерфейсом – возможность последующего подключения новых услуг на базе решения Pacific Ocean компании Mobilaris. Это свойство решения Ericsson позволяет надеяться на то, что "МегаФон-Москва" не ограничится предоставлением услуги АОП, но, напротив, обеспечит возможность использования LBS для своих партнеров - провайдеров контента и услуг, благо универсальный интерфейс Mobilaris позволяет это сделать.

Система позиционирования - база для услуги АОН "МегаФон-Москва" и для любых других услуг на основе позиционирования

Поговорив о плюсах, нельзя не сказать о минусах. Безусловно, решение Ericsson обеспечивает лишь весьма и весьма примерное определение местоположения. Речь не идет ни о единицах, ни даже о десятках метров. Разве что в центре города система может определить примерный район нахождения абонента с точностью до нескольких сотен метров, тогда как на окраинах или, тем более, в области, "точность" определения позиции абонента падает до нескольких километров. Это не умаляет достоинств системы, но может ограничивать ее реальные применения.

Рассуждая о том, "как это работает", можно упрощенно сказать, что платформа LBS, получив запрос от одного из абонентов на определение позиции другого абонента, определяет - какие именно базовые станции в данный момент "видят" трубку абонента. Определение это осуществляется с точностью до сектора на каждой из найденных секторизованных базовых станций (или с точностью до станции, если используется всенаправленная антенна), а затем "накладывает" полученные данные такой "триангуляции" на карту города, представленную в виде "лэндмарок" или каких-то опорных точек в памяти компьютера. После этого, выбрав ближайшую к определенной позиции абонента "лэндмарку", система передает по SMS описание этой позиции абоненту, пославшему запрос. Для каких-то применений такой точности вполне достаточно, так, во всяком случае, считают маркетологи.

Знатоки могут напомнить, что, собственно, решение по определению координат абонентов - не новость для "МегаФона-Москва". Уже достаточно долго компания предоставляла три услуги на базе LBS: игру "BotFighters", услугу "Ближайшие" и "службу знакомств" - "Я рядом". Что же отличает новую платформу от предыдущего решения?

Прежде всего, нельзя забывать, что на этот раз речь идет о решении, которое принято называть "индустриальным", т.е. решении с высоким быстродействием и гарантированной производительностью. В частности, "МегаФон-Москва" намерен предоставлять массовую услугу передачи информации о местоположении в режиме on-line. Также понятие "индустриальный" подразумевает то, что новая система допускает, как масштабирование, так и дальнейшее увеличение точности позиционирования, в частности, по мере роста сети. Инвесторов также должно радовать заверение разработчика, что платформу можно будет использовать не только в существующей сети 2G, но и в будущей сети 3G.

Не менее существенно то, что по утверждению компании-производителя, система обеспечивает защиту конфиденциальности (privacy), в частности, она не накапливает данные о местоположении абонентов, а определив по запросу (если это не запрещено абонентом) координаты абонента, пересылает их тому, кто этот запрос послал, после чего немедленно эти координаты "забывает".

С точки зрения компании, абонент "абсолютно защищен от несанкционированного определения координат и получает контроль за предоставлением услуги". С этим утверждением согласиться сложно, поскольку, безусловно, можно представить себе ситуации, когда не слишком "подкованный" абонент не будет догадываться о том, что кто-то интересуется его координатами. То же касается и контроля, в частности, абонент не имеет возможности определить статус оказания ему услуги (включена она или выключена), хотя, безусловно, имеет возможность в любой момент изменить этот статус посылкой бесплатного SMS-сообщения. Впрочем, слово "абсолютно" вообще на практике редко применимо и об этом стоило бы помнить разработчикам любых технических устройств или услуг.

Отдельная тема - то, что система создавалась на базе открытых стандартов, что позволяет не только с легкостью интегрировать ее в существующую сеть (не обязательно сеть на базе оборудования Ericsson), но и подключать к платформе определения местоположения дополнительные устройства. В частности, использование при разработке открытых стандартов сделало возможным появление такого интерфейса, как Mobilaris. Теперь "МегаФон-Москва" получил платформу, на которой могут строиться всевозможные услуги, как свои, так и с привлечением провайдеров услуг и контента.

Представление о том, какой мощный инструмент по оказанию услуг (зарабатыванию прибыли) оказался в распоряжении "МегаФона", дает следующая цепочка:

Терминал -> Сотовая сеть -> MPS (платформа определения местоположения) -> Услуги/Контент -> Маркетинг

Покупатели решения Ericsson/Mobilaris сразу же получают возможность оказывать ряд услуг, например, услуги, приведенные на картинке ниже:

Что предлагает Ericsson покупателю платформы LBS

За счет приобретения решения Ericsson/Mobilaris, компания "МегаФон-Москва" получила:

- Универсальные средства подключения поставщиков дополнительных услуг.
- Возможность простой и быстрой интеграции с серверами приложений.
- Легкость создание новый услуг в области позиционирования.
- SDK - Дополнительные программные средства разработки приложений для LBS платформы.

Карта на рисунке ниже позволяет оценить насколько широко распространены в мире системы позиционирования уже сегодня:

Мировой рынок систем LBS - данные по итогам 3Q03

А вот, что говорят об услугах LBS известные специалисты:

“Мы убеждены что LBS услуги предлагают наиболее интересный для развития потенциал на растущем рынке услуг передачи данных в мобильных сетях." Thomas Geitner, Chief Executive, Global Products and Services, Vodafone.
“LBS услуги ключевой элемент стратегии компании Orange в плане увеличения доходов от VAS услуг", - Richard Brennan, Executive Vice President, OrangeWorld
Можно добавить также, что TeliaSonera недавно запустила портал Go! во многом сфокусированный на LBS услугах.

Вероятно можно признать, что "МегаФон-Москва" выбрал далеко не худший вариант внедрения LBS, приобретая решение Ericsson и можно быть уверенными, что компания еще предложит нам немало услуг на базе этого решения. Абонентам других ведущих компаний - МТС и "ВымпелКом" пока что остается надеяться на то, что лидеры рынка (по числу абонентов) тоже когда-нибудь заметят быстро формирующийся рынок потребителей услуг LBS и смогут предложить нам свои конкурентные услуги.

© А.Бойко, "Мобильный форум"

Обсуждение (открыть в отдельном окне)

В форуме нет сообщений.

Новое сообщение:
Complete in 5 ms, lookup=0 ms, find=5 ms

Последние сообщения в форумах

Все форумы »



Поиск по сайту:

Подписка:

Подписаться
Отписаться


Новости

19.04. [Новинки] Анонсы: Tecno Camon 30 Premier 5G представлен официально / MForum.ru

18.04. [Новинки] Анонсы: Pura 70 и Pura 70 Pro представлены официально / MForum.ru

18.04. [Новинки] Анонсы: Huawei Pura 70 Ultra и Pura 70 Pro+ представлены официально / MForum.ru

18.04. [Новинки] Слухи: Moto E14 готовится к релизу / MForum.ru

17.04. [Новинки] Анонсы: Motorola Edge 50 Fusion – основная камера 50 Мп и аккумулятор емкостью 5000 мАч / MForum.ru

17.04. [Новинки] Анонсы: Представлен Moto Edge 50 Ultra со SD 8s Gen 3 и деревянной задней панелью / MForum.ru

16.04. [Новинки] Слухи: Стали известные подробности о Oppo K12 / MForum.ru

16.04. [Новинки] Анонсы: Смартфоны Realme P1 и P1 Pro представлены официально / MForum.ru

16.04. [Новинки] Анонсы: Moto G64 5G с Dimensity 7025 и АКБ 6000 мАч представлен официально / MForum.ru

15.04. [Новинки] Слухи: iQOO Z9, Z9x, Z9 Turbo анонсируют 24 апреля / MForum.ru

12.04. [Новинки] Анонсы: Nokia 6310, 5310 и 230 в версиях 2024 года представлены официально / MForum.ru

12.04. [Новинки] Анонсы: Leica представила Leitz Phone 3 с 1-дюймовым сенсором и Snapdragon 8 Gen 2 SoC / MForum.ru

11.04. [Новинки] Анонсы: Redmi Turbo 3 на Snapdragon 8s Gen 3 представлен официально / MForum.ru

11.04. [Новинки] Анонсы: Представлен Redmi Pad Pro с 12.1” IPS-дисплеем и SD 7s Gen / MForum.ru

11.04. [Новинки] Слухи: Vivo Y38 5G получит Snapdragon 4 Gen 2 и 8 Гб ОЗУ / MForum.ru

10.04. [Новинки] Слухи: Появился тизер нового смартфона Motorola, возможно речь о Moto G64 / MForum.ru

09.04. [Новинки] Слухи: Realme C63 – бюджетный смартфон с 50 Мп камерой и отделкой искусственной кожей / MForum.ru

09.04. [Новинки] Слухи: iQOO Z9 Turbo получит Snapdragon 8s Gen 3 и АКБ 6000 мАч / MForum.ru

09.04. [Новинки] Анонсы: P=POWER, анонсирована новая серия смартфонов Realme / MForum.ru

08.04. [Новинки] Слухи: Redmi Turbo 3 и Redmi Pad Pro представят 10 апреля / MForum.ru