MForum.ru
03.10.2012,
Извините за столь легкомысленный перевод названия серьезной публикации в Washington Post. Дальнейший текст - рассказ о том, как умирает высокотехнологичная потребительская электроника Японии, сравнительно недавно задававшая стандарты качества и инноваций в мире. А если шансы на возрождение?
"Пока Apple и Samsung сражаются за лидерство на рынке, выбрасывая "горячие" продукты и меряются патентами, рынок потребительской электроники Японии все больше сползает вниз. Иногда звучат даже такие слова, как "выживание".
Такие компании, как Sony, Panasonic и Sharp когда то были ведущими в индустрии, серьезно обходя конкурентов из США по классу и объемам продаж своих устройств. Но сейчас эти звезды представляют собой не более, чем грустную историю корпоративной Японии, которая вот уже два десятилетия пытается адаптироваться к изменившейся картине мира, сократиться для достижения необходимой мобильности, а также оставаться инновационными.
В шаткой экономике Японии компании-производители потребительской электроники находятся в состоянии свободного падения. Они провалились со смартфонами, они провалились и с планшетами.
Компании пытаются менять топ-менеджеров, которые ничего не могут сделать с продолжающимся снижением стоимости акций, идет сокращение персонала компаний; Sharp недавно представил планы сокращения примерно каждого пятого сотрудника. Компании теряют деньги даже на таких ранее высокоприбыльных направлениях, как телевизоры. Это заставляет их экстренно искать нетрадиционные источники дохода, разрабатывать все, что только возможно, от солнечных панелей до медицинских устройств.
У компаний все еще остаются известные бренды, а аналитики уверены, кто они по-прежнему производят ряд наиболее высококачественных продуктов в мире. Но перед компаниями стоит фундаментальная проблема: уже годы минули с момента, как они перестали выпускать продукты, которые люди относили к категории "необходимо приобрести".
Те, кто занимается изучением индустрии потребительской электроники, описывают десятилетие ошибочных шагов и ошибочных расчетов. Японские гиганты концентриовались на отдельных устройствах, таких, как ТВ или телефоны и компьютеры, но уделяли недостаточно внимания ПО и способам, какими устройства синхронизируются и взаимодействуют друг с другом. В итоге эти продукты не всегда работают в гармонии, тогда как iPhone легко подключить к лэптопу и к цифровому музыкальному магазину.
В других случаях, японские компании просто оказывались слишком медлительными, чтобы превратить самые передовые технологии в что-то, что можно использовать. Sony, например, одна из первых начала внедрение e-book, но не справилась с задачей создания интуитивно удобного ПО и с созданием удобного для загрузки набора книг. Компании также прозевали быстрый взлет рынка смартфонов, тогда как Apple и южнокорейская Samsung смогли получить основные доли этого рынка.
Даже сильные стороны японских компаний потеряли былую значимость, поскольку потребители более не хотят платить дополнительные средства за качество. Sharp и Sony и Panasonic, например, выпускают лучшие в мире телевизоры, но такие конкуренты, как LG и Samsung из Южной Кореи, нашли способы производить продукты, которые почти настолько же хороши, но стоят заметно меньше.
"В прошлом существовал заметный разрыв между лучшим продуктом и последующими", говорит Михаил Гартенберг, аналитик Gartner. "А теперь, может быть и есть разрыв между экранами с высоким разрешением производства Sony и продуктами LG, но большинство потребителей не способны его заметить. А если большинство потребителей не видят преимуществ, их нет".
"Японские компании", добавляет Гартенберг, "были слишком заняты защитой устаревших бизнес-моделей, которые мир просто оставил в прошлом".
Уровень проблем эскалируется. Sony вот уже четыре года не показывает прибыли. Panasonic терял деньги три из прошедших четырех лет. Вместе с Sharp, общая рыночная стоимость компаний, по данным Bloomberg составляет US$32 млрд - это всего лишь пятая часть стоимости Samsung и 1/12 стоимости Apple.
Ни одна из компаний не управляла хуже, чем Sharp, которая когда-то лидировала на рынке ЖК-дисплеев для ТВ и обещала "производить продукты, которым другие захотят подражать". С 2008 года, продажи ЖК-дисплеев Sharp упали на 39%. Всего несколько недель назад, когда Standard & Poor снизила кредитный рейтинг Sharp до статуса "мусор", компания заложила свою штаб-квартиру в Осаке, чтобы получить очередной кредит.
В Sharp надеялись, что сентябрь будет удачным месяцем, чтобы отметить 100-ю годовщину со дня создания. Sharp вместо этого пришлось в течение месяца уговаривать менеджмент согласиться на 10%-ное сокращение оплаты, а также персонал - на 7%-ное сокращение. Кроме того, был обнародован план продаж некоторых зарубежных производств. Стоимость компании сокращается быстро - на 70% за год, руководство компании пытается добиться новых денежных вливаний от Hon Hai Precision Industry, тайваньского производителя электроники, "в миру" более известного, как Foxconn.
В марте Hon Hai согласился приобрети 10% акций Sharp за 67 млрд йен (US$864 млн), то есть по 550 йен (US$7.10) за акцию. Но после того, как цена акций снизилась до менее 200 йен за акцию, в Hon Hoi решили пересмотреть сделку. Если Hon Hai все же потратит запланированные 67 млрд йен на покупку акций Sharp, она сможет контролировать почти 30% компании.
Terry Gou, глава Hon Hai, в сентябре посещал Японию, с целью окончательного утверждения условий сделки, но внезапно вернулся и ходят слухи, что переговоры зашли в тупик.
"У нас нет намерения отдавать большую долю контроля над компанией", заявил в интервью президент компании Sharp Takashi Okuda в интервью для Nikkei Business Magazine.
Японские технологические компании знают, что на кону их выживание и в последние годы стали заметны предпринимаемые ими усилия - в том числе увольнения и, в случае с Sony, назначение управляющим западного менеджера - Говарда Стрингера - неслыханное явление в закрытом корпоративном мире Токио.
Но это только начало все более рещительных действий. Хотя компании и так были весьма диверсифицированными, производя все от микроволновок до камер, теперь они все менее концентрированы на продуктах потребительской электроники, которые сделали их знаменитыми.
Sony и Panasonic серьезно сократили объемы производства своих ТВ. Подразделение Sony, которое занималось страхованием жизни, оказалось наиболее прибыльным сегментом в 2011 году, когда компания потеряла US$5.9 млрд из-за снижения спроса на электронику. Panasonic и Sharp сейчас продают солнечные панели. А Sharp пытается сделать шаг вперед, - компания в своем годовом отчете обещает создать "новые выдающиеся продукты", которые люди всегда хотели приобрасти, но это будет "сдвиг в категории". Это означает разработку медицинских диагностических мониторов, цифровые 3D "зеркала" высокого разрешения, а также электронных учебников.
"Поддержка творчества в ДНК нашей корпорации", написал Okuda в письме акционерам, "мы... ускорим запуски на глобальном рынка наших новых уникальных продуктов, которые будут впечатлять и изумлять".
© , перевел Алексей Бойко,
Публикации по теме:
11.06. [Новости компаний] Развитие сетей: МТС в Красноярском крае - дополнительные БС появились в Лесосибирске и в поселке Стрелка / MForum.ru
11.06. [Новости компаний] Развитие сетей: Билайн в Самарской области - оператор запустил 2 новых БС в селе Зольное / MForum.ru
10.06. [Новости компаний] Развитие сетей: МегаФон в Белгородской области - новые базовые станции позволили нарастить скорости мобильного интернета / MForum.ru
09.06. [Новости компаний] Развитие сетей: МТС в Красноярском крае - интернет-покрытие улучшено на федеральной трассе Сибирь / MForum.ru
09.06. [Новости компаний] Развитие сетей: Билайн в Саратовской области - оператор расширил возможности 4G/LTE для жителей и гостей области / MForum.ru
20.10. [Новинки] Анонсы: Планшет Oppo Pad 5 и смарт-часы Watch S представлены официально / MForum.ru
20.10. [Новинки] Анонсы: Представлены Oppo Find X9 и X9 Pro на базе чипсета Dimensity 9500 / MForum.ru
20.10. [Новинки] Анонсы: Складной смартфон Huawei Nova Flip S представлен официально / MForum.ru
17.10. [Новинки] Анонсы: Роскошный смартфон Vertu Agent Q можно будет купить только в одном магазине / MForum.ru
16.10. [Новинки] Анонсы: Honor официально представила Magic 8 и Magic 8 Pro / MForum.ru
16.10. [Новинки] Анонсы: Honor Watch 5 Pro представлены официально / MForum.ru
16.10. [Новинки] Анонсы: Honor MagicPad3 Pro 13.3 представлен официально / MForum.ru
16.10. [Новинки] Анонсы: «Новый» Moto G100 с аккумулятором 7000 мАч представлен официально / MForum.ru
15.10. [Новинки] Анонсы: Vivo TWS 5 – флагманские наушники с 11 мм динамиками и Hi-Fi версией / MForum.ru
15.10. [Новинки] Анонсы: Vivo Watch GT 2 с ярким дисплеем и eSIM представлены официально / MForum.ru
14.10. [Новинки] Анонсы: Планшет Vivo Pad 5e представлен официально / MForum.ru
14.10. [Новинки] Анонсы: Vivo X300 и X300 Pro с 200 Мп камерами представлены официально / MForum.ru
14.10. [Новинки] Анонсы: Характеристики Honor Magic 8 Pro раскрыты до анонса / MForum.ru
14.10. [Новинки] Слухи: Nothing работает над Phone (3a) Lite / MForum.ru
13.10. [Новинки] Анонсы: Suunto Vertical 2 – смарт-часы для активного отдыха / MForum.ru
13.10. [Новинки] Анонсы: Роскошный Samsung W26 представлен в Китае / MForum.ru
10.10. [Новинки] Анонсы: Электронная книга Onyx Boox P6 Pro с функционалом смартфона представлена официально / MForum.ru
10.10. [Новинки] Слухи: Тонкий смартфон Motorola Edge 70 представят 5 ноября / MForum.ru
09.10. [Новинки] Анонсы: HMD Touch 4G – устройство на ОС RTOS Touch / MForum.ru
09.10. [Новинки] Анонсы: Moto G06 Power с дисплеем 120 Гц появился в Индии / MForum.ru