MForum.ru
22.03.2010,
Если ответ "да", то хочется спросить - а что вы сделали для того, чтобы защитить свое право не получать этот SMS-спам? Возможно, вам будет интересно узнать, что в споре с оператором закон на вашей стороне и избавиться от непрошенной рекламы можно, даже если представители оператора и пытаются ввести вас в заблуждение ссылками на пункты договора.
Никакой новизны в теме борьбы с нежелательной SMS-рекламой операторов нет. В федеральном законе "О рекламе" в п.1 ст.18 прямо так и записано, что "Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием".
Так что если в ответ на ваше требование исключить рассылку рекламы на ваш номер оператор отвечает отказом или предлагает вам, например, посетить его офис, вы можете смело обращаться с жалобой на его действия в "Роспотребнадзор", ссылаясь на нарушения оператором действующего законодательства.
Между тем, пользуясь ленью или юридической неграмотностью абонентов, операторы делают вид, что плохо разбираются в законах. Например, в ноябре 2009 гола компания "Билайн" в одностороннем порядке внесла в абонентские договоры пункт 9, который в новой формулировке позволяет присылать абоненту рекламу посредством службы коротких сообщений. И приступил к рассылкам.
Законность этих действий вызывает сомнения. Оператор не имеет права вносить в договор с абонентом новые условия, даже если он и предусмотрел для себя такое "право" в тексте договора. Молчание абонента (или его бездействие) не могут являться согласием на внесенные изменения, судебная практика это уже подтверждала. Основание для этого такое: п. 1 ст. 452 ГК РФ гласит, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Т.е. если вы подписывали договор в офисе продаж, то и для подписания изменений/дополнений договора требуется ваше письменное согласие, а не ваше бездействие/молчание.
Так что всем абонентам, которые столкнулись с тем, что оператор в одностороннем порядке включил в договор очередной новый пункт, ущемляющий ваши права, или предпринимает какие-то действия, например, начал присылать вам рекламу по SMS, рекомендуем действовать так - направить оператору по почте письменную претензию с требованием устранить нарушение, и, дождавшись ответа, скорее всего, "отписки", обращаться с заявлением в территориальный отдел "Роспотребнадзора" по месту вашего жительства. Чем это лучше обращения в суд? Тем, что суд всего лишь заставить оператора выполнить ваши требования. А "Роспотребнадзор" вполне может посчитать необходимым оштрафовать оператора и потребовать устранить нарушение не только в отношении лица, от которого поступила жалоба. Чем больше абонентов направят свои жалобы в "Роспотребнадзор", тем выше вероятность того, что санкции к оператору окажутся чувствительными и он задумается о том, стоит ли и дальше нарушать законы, "доставая" абонентов своим спамом.
© Александр Московцев,
Публикации по теме:
16.12. [Новости компаний] Ваши права / MForum.ru
02.04. [Новости компаний] Доска позора: Осторожно "Билайн"! Абонентам вновь пытаются навязать услугу / MForum.ru
15.10. [Общество]
Доска позора. Call-TV: Почему не запретят обман? / SmartMoney
23.08. [Контент]
Осторожно - услуги!: Mail.ru разорит ваших друзей / "nbsp.ru"
02.08. [Контент]
Контент-патруль: Мошеннических SMS-сервисов не становится меньше / CForum.ru
Процитирую "Хабрахабр"
Обращение абонента в "Роспортребнадзор":
Ответ "Роспотребнадзора"
"управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ямало-ненецкому автономному округу
в ответ на ваше обращение в управление Роспотребнадзора по ЯНАО посредством электронной почты сообщаем следующее.
Ваш оператор связи (ООО «Вымпелком») неправомерно в одностороннем порядке внес изменения в договор, добавив в него п.9, дающий ему право посылать вам рекламу посредством службы коротких сообщений. Так, ст. 46 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» гласит, что оператор связи обязан: «оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи».
Пункт 2 ст. 53 указанного закона определяет, что сведения об абонентах-гражданах без их согласия в письменной форме не могут быть включены в данные для информационно-справочного обслуживания и не могут использоваться для оказания справочных и иных информационных услуг оператором связи или третьими лицами. Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Пункт 4. ст. 55 данного закона устанавливает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию. Претензии предъявляются в письменной форме и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.
Правовую поддержку при разрешении данного вопроса могут также оказать нормы статьи 18 федерального закона «О рекламе». В частности, п. 1 — «Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Таким образом, согласие на получение рекламы может предусматриваться в договорах, анкетах и в иных подписанных гражданином или уполномоченным представителем организации документах. А в соответствии сл ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменения договора возможно по соглашению сторон, если иной порядок не предусмотрен в договоре. П. 1 ст. 452 ГК РФ гласит, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Статья 16 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» определяет, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Поэтому, Вы вправе обратиться в территориальный отдел Роспотребнадзора г. Надыма с предоставлением договора, подтверждающего включение в него дополнительных условий (п.9, дающего право оператору связи посылать вам рекламу посредством службы коротких сообщений). Считаем, что данное условие ущемляет Ваши права, как потребителя услуг связи.
Заместитель руководителя Управления Э.А. Харькова"
интересная уловка оказывается "подписать договор на обслуживание в офисе оператора"
главное сохранить договор, а то ИМХО 99.9% абонентов договор сразу в топку определяют
>> Я не смотрю телевизор. Я смотрю
Отключил в Билайне рассылку по звонку в ЦПК. Всё равно приходит, но редко. Честно сказать, оператор просто неуважительно относится к своим абонентам, заставляя насильно их получать услугу, которая им не только ненужна, но и раздражает большую часть клиентов. И как еще можно назвать такое отношение?
Black Ice
Radik064 22.03.2010 19:57:
Отключил в Билайне рассылку по звонку в ЦПК. Всё равно приходит, но редко. Честно сказать, оператор просто неуважительно относится к своим абонентам, заставляя насильно их получать услугу, которая им не только ненужна, но и раздражает большую часть клиентов. И как еще можно назвать такое отношение?
Понятно, как называется - "мобильное хамство" :). Да, оператор хочет продавать своим заказчикам "мобильную рекламу". И продав, спамит по базе абонентов, не интересуюясь их на этот счет мнением. Учитывая, что абоненты у нас отличаются повышенным конформизмом, не жалуются и не шумят, они это делать продолжат, т.к. смысла отказываться от дополнительного заработка не видят.
Но не может не раздражать когда тот же "Билайн" начинает рассуждать на тему "мобильного этикета". Компания, поведение которой этичностью не отличается, еще и других берется поучать. Это уже наглость.
Radik064 22.03.2010 19:57:
Отключил в Билайне рассылку по звонку в ЦПК. Всё равно приходит, но редко. Честно сказать, оператор просто неуважительно относится к своим абонентам, заставляя насильно их получать услугу, которая им не только ненужна, но и раздражает большую часть клиентов. И как еще можно назвать такое отношение?
Black Ice
в "12 стульев" был такой персонаж "голубой воришка". Он очень переживал, мучился, но не мог не красть. Вот "так называемые ведущие операторы" себя ведут - вроде и хотят быть хорошими, а не могут при всем желании. Не спамить - это выше их сил.
>> Я не смотрю телевизор. Я смотрю
12.09. [Новинки] Анонсы: HMD Vibe 5G, HMD 101 и HMD 102 представлены официально / MForum.ru
11.09. [Новинки] Слухи: Раскрыты спецификации Xiaomi 16 / MForum.ru
10.09. [Новинки] Анонсы: Apple iPhone 17 Pro и 17 Pro Max представлены официально / MForum.ru
10.09. [Новинки] Анонсы: Apple AirPods Pro 3 представлены официально / MForum.ru
10.09. [Не сотовые] Анонсы: Apple Watch SE 3 и Watch Ultra 3 представлены официально / MForum.ru
10.09. [Новинки] Анонсы: Apple Watch Series 11 представлены официально / MForum.ru
10.09. [Новинки] Анонсы: iPhone Air – самый тонкий iPhone / MForum.ru
10.09. [Новинки] Анонсы: iPhone 17 представлен официально / MForum.ru
10.09. [Новинки] Анонсы: Honor Play 10T с АКБ 7000 мАч представлен официально / MForum.ru
09.09. [Новинки] Слухи: Xiaomi 16 Pro может получить камеру, как у Huawei Mate 80 RS Ultimate / MForum.ru
09.09. [Новинки] Слухи: Sony Xperia 10 VII готовится к анонсу / MForum.ru
08.09. [Новинки] Анонсы: Honor Play10 на Android Go Edition представлен официально / MForum.ru
08.09. [Новинки] Слухи: Появились подробности о новых флагманах Samsung / MForum.ru
05.09. [Новинки] Анонсы: Huawei MatePad Mini – компактный планшет с поддержкой спутниковой связи / MForum.ru
05.09. [Новинки] Анонсы: Samsung Galaxy Tab S11 и Galaxy Tab S11 Ultra представлены официально / MForum.ru
05.09. [Новинки] Анонсы: Samsung Galaxy S25 FE с Android 16 и с One UI 8 представлен официально / MForum.ru
04.09. [Новинки] Анонсы: Infinix Xpad 20 Pro появился на Таиланде / MForum.ru
03.09. [Новинки] Анонсы: Появились данные о глобальном релизе Infinix GT 30 / MForum.ru
03.09. [Новинки] Анонсы: Vivo Y500 c АКБ 8200 мАч представлен официально / MForum.ru
02.09. [Новинки] Анонсы: Poco C85 на базе MediaTek Helio G81 Ultra представлен официально / MForum.ru