MForum.ru
22.07.2004, "КоммерсантЪ"
В распоряжении Ъ оказался проект "Правил оказания услуг подвижной связи", подготовленный Мининформсвязи при участии операторских компаний.
Документ уже согласован в ключевых федеральных ведомствах и, по всей вероятности, будет утвержден правительством без существенных корректив. По мнению участников, правила внесут много нового в отношения операторов и их клиентов. В частности, в случае аварии сети абонент сможет требовать от оператора возмещения убытков.
В России до сих пор не существовало документа, регламентирующего оказание услуг мобильной связи, и сотовые компании жили по "Правилам оказания услуг телефонной связи" образца 1997 года. В новой редакции закона "О связи", принятого летом прошлого года, предусмотрены отдельные правила по мобильной связи. Таковым документом и являются "Правила оказания услуг подвижной связи".
Самые интересные для потребителей новшества помещены в разделе 4 "Правил", который называется "Обязанности и права оператора подвижной связи". Например: "Оператор подвижной связи обязан возмещать клиенту убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязательств в соответствии с настоящими правилами и договором об оказании услуг". В последние годы аварии сотовых сетей, из-за которых миллионы людей остаются без связи на много часов, стали привычным делом. При определенных обстоятельствах абонентам такие аварии могут стоить баснословно дорого, особенно если считать не прямые убытки, но и упущенную выгоду. Теоретически клиент сотовой компании мог и раньше требовать компенсацию с оператора, но на практике таких случаев сотовики не припоминают. Новые правила дают абонентам веский аргумент в разговоре с оператором о компенсации убытков.
Об этом же сказано и в другом подпункте "Правил": "Оператор подвижной связи обязан выплачивать клиенту неустойку в размерах, предусмотренных законом или договором об оказании услуг подвижной связи при нарушении сроков исполнения услуг подвижной связи, сроков устранения недостатков". То есть если оператор оперативно не реагирует на официальную жалобу абонента и не может, скажем, починить загородную базовую станцию, абонент вправе требовать компенсацию.
Новая мера ответственности нравится не всем операторам. "В правилах есть заведомо невыполнимые требования,– считает вице-президент компании 'Корбина-Телеком' Александр Малис.– Например, оператор должен в случае неисполнения обязательств выплачивать неустойку абоненту. В законодательстве такое не предусмотрено, и как высчитывать ее сумму, непонятно. Если такие правила будут приняты, то по логике вещей операторам придется страховаться от косвенных убытков абонентов от отсутствия связи".
Аналитики также отмечают, что проект "Правил" создает предпосылки для предъявления операторам исков на крупные суммы на возмещение упущенной выгоды. "При этом со стороны истца не исключены злоупотребления,– говорит аналитик АТОНа Надежда Голубева.– Мне кажется, что на практике привлечь сотовую компанию к ответственности будет крайне сложно, число таких исков будет ограничено".
Впрочем, в сотовых компаниях отмечают и позитивные стороны нового документа. "С нашей точки зрения, в документе есть ряд положительных моментов,– говорит директор МТС по связям с общественностью Андрей Брагинский.– Четко регламентирован вопрос измерения объема предоставленных услуг, теперь данные биллинговой системы станут официальным юридическим документом. Кроме того, новые правила позволяют достаточно гибко регулировать роуминговые тарифы, что важно для федеральных операторов".
На сегодняшний день проект "Правил" уже согласован с Минэкономразвития, Минобороны, Федеральной антимонопольной службой. "Процедура согласования проекта близка к завершению,– заявил Ъ замминистра информационных технологий и связи РФ Дмитрий Милованцев.– Впервые в отрасли появится нормативный документ, который в полной мере регламентирует отношения между оператором и абонентом, в том числе и по выполнению обязательств сторон". В Мининформсвязи полагают, что документ будет принят правительством и начнет действовать осенью этого года.
© Иван Чеберко, Валерий Кодачигов, "КоммерсантЪ"
11.08. [Новинки] Анонсы: HTC Wildfire E4 Plus представлен официально / MForum.ru
11.08. [ПО] Анонсы: Realme изменила подход к выпуску обновлений ПО / MForum.ru
08.08. [Новинки] Слухи: Подтверждены основные характеристики Infinix Hot 60i 5G / MForum.ru
08.08. [Новинки] Анонсы: Redmi 15 5G с АКБ 7000 мАч представлен официально / MForum.ru
08.08. [Новинки] Анонсы: Honor 400 Smart с АКБ 6500 мАч появился в Европе / MForum.ru
07.08. [Новинки] Слухи: Exynos 1680 замечен в листинге Geekbench 6 / MForum.ru
07.08. [Новинки] Слухи: Появились подробности о Moto G06 / MForum.ru
06.08. [Новинки] Слухи: Раскрыты подробности о спецификациях Nubia Z80 Ultra / MForum.ru
05.08. [Новинки] Анонсы: Vivo Y400 5G с чипсетом чипсет Snapdragon 4 Gen 2 представлен официально / MForum.ru
05.08. [Новинки] Анонсы: Honor Play 70 Plus получил Snapdragon 6s Gen 3 и АКБ 7000 мАч / MForum.ru
04.08. [Новинки] Анонсы: Бюджетный смартфон Vivo Y04s представлен официально / MForum.ru
04.08. [Новинки] Слухи: Oukitel WP210 готовится к анонсу / MForum.ru
01.08. [Новинки] Анонсы: Vivo T4R представлен официально / MForum.ru
01.08. [Новинки] Слухи: Игровой смартфон Infinix GT 30 5G+ готовится к анонсу / MForum.ru
01.08. [Новинки] Слухи: iQOO Z10 Turbo + будет оснащен литий-ионным аккумулятором емкостью 8000 мАч / MForum.ru
01.08. [Новинки] Слухи: Samsung Galaxy A17 замечен на рендерах / MForum.ru
31.07. [Новинки] Анонсы: HMD FC Barcelona 3210 – телефон с ИИ для фанатов Barça / MForum.ru
29.07. [Новинки] Анонсы: Vivo Y400 на базе Snapdragon 685 представлен в Индонезии / MForum.ru
28.07. [Новинки] Анонсы: itel Super Guru 4G Max – кнопочный телефон с искусственным интеллектом для Индии / MForum.ru
25.07. [Новинки] Анонсы: Realme 15 с АКБ 7000 мАч и быстрой зарядкой 80 Вт представлен официально / MForum.ru