MForum.ru
06.12.2004, MForum.ru
На состоявшемся очередном заседании клуба "Мобильные пятницы" стало известно, что предварительная договоренность, достигнутая между правообладателями, контент-провайдерами и операторами сотовой связи, похоже, будет нарушена операторами.
Напомним предысторию вопроса. 2-я встреча клуба "Мобильные пятницы", созданного для упорядочивания формирования рынка контента в России, была посвящена вопросам пиратства в области контента.
Впервые прошла встреча всех заинтересованных сторон - представителей ряда крупнейших правообладателей, представителей нескольких ведущих контент-провайдеров и крупнейших российских операторов.
Среди обсуждаемых вопросов, неминуемо должен был быть поднят вопрос о "прозрачности" расчетов за контент. Сегодня, нередко дейстует схема, когда точные данные об объеме средств, поступивших от абонентов за поставку контента, получает только оператор связи. Зачастую оператор сообщает контент-провайдеру только итоговую сумму, например, за месяц, не давая ее разбивки "по абонентам". В этом случае, как может сделать вывод любой сторонний наблюдатель, возникает возможность для злоупотреблений, например, для того, чтобы сознательно или по ошибке занизить размер средств, которые, согласно договору будет получать контент-провайдер.
В случае со схемой расчетов оператор-контент-провайдер, безусловно, все не так драматично, как может показаться. Поскольку зачастую непосредственный отпуск контента абонентам ведется с платформ контент-провайдера, у них в большинстве случаев есть возможность осуществлять определенный контроль за справедливостью расходов.
Гораздо хуже обстоят дела с расчетами контент-провайдеров и правообладателей. У последних на сегодняшний день в большинстве случаев нет возможности для осуществления контроля за объемами продаж контента, правами на который они обладают. Правообладатели вынуждены довольствоваться итоговыми суммами и данными о "числе продаж" того или другого медиаэлемента, которые им передают контент-провайдеры. Не факт, что даже эти куцые данные совпадают с теми, что контент-провайдер получил от оператора. Вновь есть возможность для злоупотреблений, заключающихся в сокрытии части дохода.
Соответствующие претензии к контент-провайдерам и высказали правообладатели во время второй встречи "Мобильные пятницы". Контент-провайдеры немедленно "перевели стрелки" на операторов мобильной связи, а представители двух крупнейших операторов, присутствовавшие на встрече немедленно заявили, что в принципе не видят проблемы в том, чтобы выполнить пожелание правообладателей в обеспечении более "прозрачной" схемы контроля продаж контента. "Прозрачность" схеме могло бы обеспечить предоставление оператором данных биллинга в которых бы указывалось время продажи единицы контента и часть номера телефона абонента, контент-провайдерам, что позволило бы проводить так называемые "контрольные закупки". Контент-провайдер, в свою очередь, мог бы обеспечить доступ к соответствующим данным своим партнерам - правообладателям.
Под "контрольной закупкой" в данном случае понимается, что имея доступ к описанной отчетности, владельцы прав на контент в любой момент могли бы приобрести тот или иной медиаэлемент (на которые у них есть права) и, зная номер телефона, с которого произведена закупка, и время закупки, смогли бы затем проконтролировать наличие соответствующей записи в отчетности контент-провайдера. В этом случае, очевидно, удалось бы если не покончить, то существенно сократить возможности для занижения сумм счетов.
Кроме правообладателей в наличие такой же отчетности сейчас заинтересовано множество медиаплощадок, посредством которых осуществляется продвижение контента. Дело в том, что сегодня очень часто расчет с рекламными площадками осуществляется по так называемой "партнерской схеме", подразумевающей, что контент-провайдер выплачивает рекламной площадке не фиксированную сумму за рекламу контента, а часть своего дохода от продажи контента, пропорционально покупкам, которые были произведены из-за рекламного воздействия данной площадке. На сегодня, такое взаимодействие в подавляющем большинстве случаев основано "на доверии" площадок к "контент-провайдеру". Вновь очевидна возможность для занижения сумм к расчету.
Казалось бы, под давлением правообладателей, была достигнута ценная договоренность, которая могла бы стать основой для повышения прозрачности рынка контента в России. Но, как сообщил представителю MForum.ru ответственный представитель одного из ведущих контент-провайдеров, похоже, операторы, поразмыслив, пошли на попятный и заявили, что не смогут разрешить контент-провайдерам предоставлять "третьей стороне", какой являются правообладатели и рекламные площадки, детальных данных о продаже контента. Признаться, все это вызывает недоумение. Может создаться впечатление, что операторы сотовой связи, на словах заявляющие о своих намерениях всемерно развивать рынок контента, на деле не желают способствовать повышению прозрачности этого рынка, оставляя возможности для злоупотреблений. Можно даже задуматься о том, а нет ли у операторов опасений, что "открытие" (заметим, не всему рынку, а лишь участникам цепочки создание ценности и участникам сети сбыта) реальной статистики, может вызвать удивление у некоторых из этих участников, вплоть до соответствующих исков. Это, впрочем, из области домыслов.
MForum.ru постарается выяснить, что же движет операторами сотовой связи, принявших столь странное на наш взгляд решение. В любом случае, вероятно, теперь можно предсказать следующий виток давления правообладателей на операторов сотовой связи, поскольку последние вряд ли смогут удовольствоваться текущей ситуацией, основанной "на доверии". Ибо, народная мудрость гласит - "доверяй, но проверяй", а прозрачность рынка не на словах, а на деле - это основа для его активного и правильного развития.
© Алексей Бойко, "Мобильный форум"
Также по теме:
На MForum.ru открыт новый уникальный раздел, посвященный исключительно (Рынку контента)
24.12. [Новинки] Анонсы: TCL анонсировала планшет для цифровых заметок с экраном, имитирующим бумагу / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor раскрывает детали камер для новых игровых смартфонов серии Win / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Samsung готовит обновление камер в Galaxy A37 и A57 / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Huawei Nova 15 – баланс для повседневных задач / MForurm.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Huawei представила Nova 15 Pro и Ultra с акцентом на фотографию и автономность / MForum.ru
22.12. [Новинки] Анонсы: Huawei представляет MatePad 11.5 (2026) – планшет с антибликовым экраном для учёбы / MForum.ru
22.12. [Новинки] Слухи: Realme готовит преемника Neo7 с гигантской батареей и флагманским чипом / MForum.ru
22.12. [Новинки] Слухи: OnePlus работает над серией Turbo с АКБ до 9000 мАч / MForum.ru
22.12. [Новинки] Слухи: Honor готовит три новых устройства флагманской линейки Magic 8 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Redmi выводит на глобальный рынок Pro-версии Note 15 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Redmi представила глобальную серию Note 15 в вариантах 5G и 4G / MForum.ru
19.12. [Новинки] Слухи: Honor готовит компактный флагман, утечка раскрыла ключевые детали Magic 8 Slim / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Apple вернёт MagSafe в бюджетный iPhone / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic 8 Pro дебютирует в Европе с рекордной поддержкой и ценой от €1099 / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен OnePlus 15R – глобальная версия игрового флагмана / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Moto G Power (2026) – выносливый смартфон с большим запасом автономности / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Realme представляет в Индии Narzo 90 и 90x с емкими батареями / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Vivo представляет S50 – «омоложённый» флагман с рекордной батареей / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Vivo представляет S50 Pro Mini, компактный флагман с батареей-гигантом / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Vivo представляет в Китае планшет с антибликовым экраном / MForum.ru