B2B: Рынок услуг мобильной связи для корпоративных клиентов в России: исследование AC&M, июль-август 2016

MForum.ru

B2B: Рынок услуг мобильной связи для корпоративных клиентов в России: исследование AC&M, июль-август 2016

05.09.2016, MForum.ru


Вопреки опасениям аналитиков, спрос на мобильную связь в корпоративном сегменте не падает в кризисной ситуации – сокращение выручки от «голоса» и роуминга операторы компенсируют ростом продаж других услуг и расширением армии корпоративных клиентов.

• Каждое пятое предприятие использует решения мобильных операторов для корпоративных клиентов (с учетом микро-предприятий, которые, как правило, не заключают контрактов на использование мобильной связи.) . Почти каждая десятая SIM-карта принадлежит корпоративному клиенту.

• Рынок B2B расширяется на 10-12% в год по числу используемых активных SIM-карт и демонстрирует стагнацию в объемах доходов: снижение активности абонентов в роуминге и стоимости исходящего голосового трафика (снижение ARPU (average revenue per user, средняя выручка от одного абонента) не более чем на 10%) большинство операторов компенсирует за счет увеличения потребления корпоративными клиентами мобильного интернета и продажами VAS-услуг.

• Более 50% корпоративных клиентов используют услуги мобильного интернета. Год назад доля корпоративных клиентов, активно использовавших передачу данных, составляла менее 40%.

• 75% бизнес-клиентов используют услуги двух и более операторов. Респонденты в сегменте крупных и средних предприятий в качестве поставщика услуг наиболее часто упоминают МТС. В сегменте микро-предприятий респонденты с одинаковой частотой упоминают МТС и МегаФон. Реже всего корпоративные пользователи называют в качестве поставщика услуг Tele2.

AC&M регулярно проводит количественные исследования, нацеленные на получение объективной информации о состоянии сегментов телеком-рынка, по которым фигуранты не раскрывают операционных и финансовых показателей. Динамика в таких сегментах рынка может существенно влиять на общие показатели отрасли и представлять большой интерес с точки зрения определения общего тренда по выручке или валовой марже всего рынка в целом. Одним из таких «непрозрачных» уголков рынка является сегмент B2B (Business-to-business), который отстает в проникновении бизнес-услуг по сравнению с другими рынками Европы и Азии. Доля активных номеров, приходившихся на корпоративных клиентов в России, не превышала последние годы 9% от абонентской базы.

Отставание от наиболее развитых рынков по проникновению специальных услуг мобильной связи у корпоративных клиентов само по себе представляет потенциальную возможность развития и роста.

Принимая во внимание все изложенное выше, в AC&M было решено провести в середине 2016 года очередное исследование сегмента B2B. В известной степени оно продолжает традицию – в 2014 году компания AC&M опубликовала результаты камерального исследования на ту же тему. Для данного исследования аналитики AC&M провели опрос бизнес-клиентов в шести городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Интервьюеры опросили порядка 2100 клиентов. Ниже приведены основные характеристики выборки.

Структура по размеру предприятий

Структура по размеру предприятий

Структура выборки по городам

Структура выборки по городам

 

Отраслевая структура выборки

Отраслевая структура выборки

 

"Недостижимость" - доля респондентов, которые не используют корпоративные решения в области мобильной связи

«Недостижимость» - доля респондентов, которые не используют корпоративные решения в области мобильной связи

 

Строгий подход к формированию выборки не позволяет оценить масштаб потребления услуг в так называемой «серой зоне» - том множестве микро-предприятий, которые используют в корпоративных интересах мобильную связь, но приобретают услуги от имени физических лиц: сотрудников или владельцев.

 

Размер рынка

По итогам проведенного опроса и специалисты AC&M подсчитали, что в России проникновение корпоративной связи находится на уровне 28% (с учетом индивидуальных предпринимателей). AC&M предприняло попытку экстраполировать результаты скрининга в крупных городских агломерациях на всю совокупность активно функционирующих хозяйствующих субъектов в стране (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), исходя из наиболее консервативных предположений о проникновении корпоративной мобильной связи в сегменте B2B за пределами крупных городских агломераций. В результате мы установили, что охват услугами мобильной связи в сегменте корпоративных пользователей составляет не менее 22-23%. Иными словами, каждая пятая компания или индивидуальный предприниматель являются корпоративными клиентами операторов мобильной связи. В абсолютных цифрах число корпоративных клиентов мобильной связи находится в диапазоне от 1,0 до 1,1 млн предприятий.

(По данным Вестника Государственной Регистрации на конец первого квартала 2016 года в России насчитывается 4,1 млн коммерческих предприятий и организаций. Кроме того, имеется примерно 3,6 млн. индивидуальных предпринимателей (далеко не все они реально функционируют). На начало 2015 года органы государственной статистики насчитывали примерно 2.2 миллиона активно функционировавших предприятий. Из них: 1,9 млн микро-предприятий (менее 15 сотрудников), 230 тыс. малых предприятий (от 16 до 100 сотрудников) и 59 тыс средних и крупных предприятий. Кроме того, активно действовало не менее 2,4 миллиона индивидуальных предпринимателей (из 3,6 миллионов зарегистрированных ИП). Нетрудно убедиться, что если 22% от общего числа хозяйствующих субъектов используют мобильную связь, то общее число корпоративных клиентов у мобильных операторов должно составлять более миллиона. В этом смысле, результаты «полевого» исследования AC&M вполне согласуются с оценками численности «корпоративной» абонентской базы, полученных в 2014 году от самих операторов – тогда она составляла 850-900 тысяч клиентов.).

Размер рынка (млн абонентов)

Размер рынка (млн абонентов)

 

Сколько SIM карт использует корпоративный клиент

Сколько SIM карт использует корпоративный клиент

Источник: оценка AC&M

В 2014 году в целом по отрасли в сегменте B2B один клиент эксплуатировал в среднем 21 SIM-карту. Опрос 2016 года дает основания полагать, что медианный средний размер абонентского пула у корпоративного клиента находится в диапазоне от 24 до 26 SIM-карт. Иными словами, средний размер абонентского пула несколько увеличился, в том числе и в результате упорядочивания практики взаимодействия с потенциальными корпоративными клиентами.

Подводя итог, следует сделать вывод, что рынок B2B в натуральных показателях продолжает интенсивно развиваться. Число B2B абонентов в середине 2016 года составляет не менее 24.7 млн. по сравнению с 19.5 млн в середине 2014 года (т.е. число B2B абонентов растет в среднем на 10-12% в год). Важно отметить, что это число не включаетте предприятия (особенно микро-предприятия), которые по разным причинам не пользуются корпоративными контрактами, а используют услуг исвязи как физические лица. Такое положение дел обусловлено тем, что мобильная связь для индивидуальных пользователей в России доступна на очень привлекательной ценовой точке. Операторам еще предстоит убедить таких пользователей, что корпоративная платформа дает не только экономические преимущества, но и новые функциональные возможности.

Главные тенденции

На основе исследования можно с уверенностью утверждать, что доходы операторов от корпоративных клиентов по крайней мере не падают по сравнению с последним предкризисным 2013 годом. Подавляющее большинство респондентов (81%) указывают, что средние затраты на корпоративную связь остались неизменными или сократились не более чем на 10%. Очевидно, что увеличение спроса и рост числа используемых абонентских контрактов на 12% компенсирует такого рода падение в ARPU (average revenue per user). В результате – выручка остается примерно на том же уровне, что и 12 месяцев назад или даже показывает скромный рост.

Обращает на себя внимание тот факт, что число респондентов в Москве, указывающих на падение среднемесячного счета – несколько выше, чем в целом по выборке. Среди таких участников опроса во всех «потребительских» сегментах (и среди микро-предприятий, и в среде малых предприятий, и даже среди более крупных корпоративных клиентов) заметно меньше тех, кто считает, что стоимость осталась неизменной. Эти наблюдения заставляют сделать предположение, что выручка в сегменте B2B в Москве имеет слабую отрицательную динамику во второй половине 2015 и первой половине 2016 г. (2-3% падения по отношению к предыдущему году). Такое положение дел можно объяснить тем, что московские компании традиционно были основными потребителями услуг роуминга, выручка от которых показала двузначные темпы снижения.

 

Как по вашим наблюдениям изменился бюджет на оплату мобильной связи: в среднем на один номер в месяц?

Как по вашим наблюдениям изменился бюджет на оплату мобильной связи: в среднем на один номер в месяц?

Как изменилось за последние 12 месяцев количество оплачиваемых вашей организацией мобильных номеров?

Как изменилось за последние 12 месяцев количество оплачиваемых вашей организацией мобильных номеров?

 

В целом, если говорить о драйверах ARPU, то респонденты указали на следующие основные факторы, повлиявшие на динамику выручки:

 

Обуславливают снижение затрат в расчете на один абонентский номер

Обуславливают снижение затрат в расчете на один абонентский номер

 

Обуславливают повышение затрат на один абонентский номер

Обуславливают повышение затрат в расчете на один абонентский номер

 

Рост охвата корпоративной аудитории услугами мобильного интернета сам по себе является важным драйвером выручки в этом сегменте: если год назад только 42% респондентов в сегменте B2B пользовались передачей данный, то в середине 2016 года доля таких клиентов уже 62%.

Проникновение мобильного интернета и специальных функциональных бизнес решений и дополнительных услуг в корпоративную среду должно обеспечивать рост выручки от передачи данных на 25-30% и несколько сглаживать эффект от потери доходов базовых услуг.

Что касается позиций операторов на корпоративном рынке, то чаще всего респонденты опроса называли в качестве оператора корпоративной связи – МТС. Исключение, по понятным причинам, составляет Санкт-Петербург, где более половины респондентов используют в качестве корпоративного решения услуги Мегафона.

Выбор абонентов

По прогнозам AC&M, на начало 2018 года в России будет не менее 26 млн активных абонентов в B2B сегменте - более 10% от общего числа активных абонентов. Если произойдет стабилизация рынка или даже некоторый рост в результате оживления экономической деятельности в стране, то совокупная выручка в сегменте B2B обещает увеличиться примерно на 5% год к году. Операторы мобильной связи редко раскрывают свои показатели в сегменте B2B. Мы надеемся, что появление этого исследования может стать поводом для того, чтобы представители операторов прокомментировали наши оценки и поделились хотя бы самыми общими цифрами в отношении того, какими темпами расширяется сегмент в натуральных показателях и как меняется выручка.

© по материалам пресс-релиза компании, MForum.ru


Публикации по теме:

27.06. [Новости компаний] Тренды: «Большая тройка» Китая становится «большой четверкой» / MForum.ru

05.05. [Новости компаний] Пятое поколение: T-Mobile US усиливает конкуренцию с провайдерами фиксированных беспроводных услуг, используя сеть 5G / MForum.ru

21.12. [Новости компаний] B2B: Новый инструмент маркетинговых исследований запускает для клиентов билайн бизнес / MForum.ru

30.06. [Новости компаний] M&A: Большая покупка МТС - "МТТ наш" / MForum.ru

13.08. [Новости компаний] Итоги: МегаФон представил результаты за 2q2020 - на уровне ожиданий и чуть лучше / MForum.ru

Обсуждение (открыть в отдельном окне)

В форуме нет сообщений.

Новое сообщение:
Complete in 8 ms, lookup=1 ms, find=7 ms

Последние сообщения в форумах

Все форумы »



Поиск по сайту:

Подписка:

Подписаться
Отписаться


Новости

18.04. [Новинки] Анонсы: Pura 70 и Pura 70 Pro представлены официально / MForum.ru

18.04. [Новинки] Анонсы: Huawei Pura 70 Ultra и Pura 70 Pro+ представлены официально / MForum.ru

18.04. [Новинки] Слухи: Moto E14 готовится к релизу / MForum.ru

17.04. [Новинки] Анонсы: Motorola Edge 50 Fusion – основная камера 50 Мп и аккумулятор емкостью 5000 мАч / MForum.ru

17.04. [Новинки] Анонсы: Представлен Moto Edge 50 Ultra со SD 8s Gen 3 и деревянной задней панелью / MForum.ru

16.04. [Новинки] Слухи: Стали известные подробности о Oppo K12 / MForum.ru

16.04. [Новинки] Анонсы: Смартфоны Realme P1 и P1 Pro представлены официально / MForum.ru

16.04. [Новинки] Анонсы: Moto G64 5G с Dimensity 7025 и АКБ 6000 мАч представлен официально / MForum.ru

15.04. [Новинки] Слухи: iQOO Z9, Z9x, Z9 Turbo анонсируют 24 апреля / MForum.ru

12.04. [Новинки] Анонсы: Nokia 6310, 5310 и 230 в версиях 2024 года представлены официально / MForum.ru

12.04. [Новинки] Анонсы: Leica представила Leitz Phone 3 с 1-дюймовым сенсором и Snapdragon 8 Gen 2 SoC / MForum.ru

11.04. [Новинки] Анонсы: Redmi Turbo 3 на Snapdragon 8s Gen 3 представлен официально / MForum.ru

11.04. [Новинки] Анонсы: Представлен Redmi Pad Pro с 12.1” IPS-дисплеем и SD 7s Gen / MForum.ru

11.04. [Новинки] Слухи: Vivo Y38 5G получит Snapdragon 4 Gen 2 и 8 Гб ОЗУ / MForum.ru

10.04. [Новинки] Слухи: Появился тизер нового смартфона Motorola, возможно речь о Moto G64 / MForum.ru

09.04. [Новинки] Слухи: Realme C63 – бюджетный смартфон с 50 Мп камерой и отделкой искусственной кожей / MForum.ru

09.04. [Новинки] Слухи: iQOO Z9 Turbo получит Snapdragon 8s Gen 3 и АКБ 6000 мАч / MForum.ru

09.04. [Новинки] Анонсы: P=POWER, анонсирована новая серия смартфонов Realme / MForum.ru

08.04. [Новинки] Слухи: Redmi Turbo 3 и Redmi Pad Pro представят 10 апреля / MForum.ru

05.04. [Новинки] Анонсы: Представлен третий вариант Vivo V30 Lite / MForum.ru